Административно-организационное управление предполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.
Это предполагает то, что формируется организационная структура фирмы, определяются факторы и методы построения организационной структуры. То есть происходит процесс создания или улучшения организационной структуры, взаимосвязка входящих в нее экономических служб, их интеграция и дезинтеграция. На этом этапе также происходит расстановка руководящих кадров экономических служб и подразделений, происходит процесс формирования должностных инструкций, а также разграничения полномочий и ответственности, выделяются линейные и штабные экономические службы.
Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировкой. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием. [30, стр. 94]
Этот путь реализации функции организации предполагает то, что в организации должна быть создана система оперативного реагирования на изменения в короткий промежуток времени. В эту систему могут входить такие экономические службы или отделы, как например: диспетчерская служба, плановый отдел, экономический отдел, бухгалтерия и тому подобное. Отличительной особенностью этой системы будет служить то, что руководитель будет иметь постоянно информацию по положению дел в подразделениях и если потребуется – комплекс необходимых мер, которые следует принять в том или ином случае.
В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно – права и ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей менеджмента. [4, стр. 46]
Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению (схема 1.1).
![]()  |  
Схема 1.1. Факторы, определяющие организационную структуру
Цели – это конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Для них характерны следующие черты и свойства:
- четкая ориентация на определенный интервал времени;
- конкретность и измеримость;
- непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами;
- адресность и контролируемость.
Как правило, организации ставят и реализуют не одну, а несколько целей, которые важны для их функционирования и развития. Наряду со стратегическими целями и задачами им приходится решать огромное количество текущих и оперативных. Кроме экономических перед ними стоят социальные, организационные, научные и технические задачи. Наряду с регулярно повторяющимися, традиционными проблемами они должны принимать решения по непредвиденным ситуациям и т.д. Классификация целей (один из возможных вариантов которой представлен в таблице 1.1) позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие механизмы и методы, наработанные для разных групп целей. [29, стр. 62]
Таблица 1.1 Классификация целей
|  
 Критерий классификации  |   
 Группы целей  |  |
|  
 Период установления  |   
 Стратегические Тактические  |   
 Оперативные  |  
|  
 Содержание  |   
 Экономические Организационные Научные  |   
 Социальные Технические Политические  |  
|  
 Функциональная структура  |   
 Маркетинговые Инновационные Кадровые  |   
 Производственные Финансовые Административные  |  
|  
 Среда  |   
 Внутренняя  |   
 Внешняя  |  
|  
 Приоритетность  |   
 Особо приоритетные Приоритетные  |   
 Прочие  |  
|  
 Измеримость  |   
 Количественные  |   
 Качественные  |  
|  
 Повторяемость  |   
 Постоянные (повторяющиеся)  |   
 Разовые  |  
|  
 Иерархия  |   
 Организации  |   
 Подразделений  |  
|  
 Стадии жизненного цикла  |   
 Проектирование и создание объекта Рост объекта  |   
 Зрелость объекта Завершение жизненного цикла объекта  |  
В качестве примера ниже рассматривается процесс целеполагания по функциональным подсистемам, чаще всего выделяемым в организациях (маркетингу, нововведениям, производству, персоналу, финансам и общему менеджменту), а в таблице 1.2 приводятся примерные формулировки целей по этим подсистемам. В реальных условиях эти цели должны быть конкретизированы и количественно измерены с помощью соответствующих показателей.
Таблица 1.2. Формулировки целей функциональных подсистем в коммерческих организаций
|  
 Функциональная подсистема  |   
 Ключевая цель  |  
|  
 Маркетинг  |   
 Выйти на первое место по продаже продукции (определенного вида) на конкретном рынке  |  
|  
 Производство  |   
 Достичь наивысшего уровня производительности труда при производстве всех (или определенных) видов продукции  |  
|  
 Научно-исследовательские разработки (инновации)  |   
 Завоевать лидерские позиции по вводу новых видов продукции (услуг), используя на исследования и разработки определенный процент доходов от объема реализации (продаж)  |  
|  
 Финансы  |   
 Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов  |  
|  
 Персонал.  |   
 Обеспечить условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе  |  
|  
 Общий менеджмент  |   
 Определить критические области управленческого воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов  |