рефераты по менеджменту

Стратегическое и тактическое планирование в менеджменте

Страница
2

Такая классификация – деление на оперативное, стратегическое и долгосрочное планирование, в целом, соответствует общей точке зрения на этот вопрос, принятой в науке.

В то же время понятие «стратегический менеджмент» может быть соотнесено с самим понятием «планирования», которое в «Словаре по экономике и финансам» определяется так: «Планирование - вид управленческой деятельности, связанный с определением целей управляемой системы; c поиском наиболее эффективных методов и средств, необходимых для достижения этих целей; и c формулированием системы показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных целей; результатом планирования является план » и формулирует стадии этого процесса как: «анализ состояния системы и определение ее возможностей; определение цели системы и способов ее достижения; доведение планов до всех (ответственных) исполнителей; выбор методов оперативного контроля.

В том же ключе следует понимать синонимичную связь понятий «стратегическое управление» и «стратегическое планирование», которое О.С. Виханский в своем опре­делении формулирует так: «Стратегическое управление — это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организа­ции, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие до­биваться конкурентных преимуществ, что в результате позволяет орга­низации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе».

Уже сопоставив эти трактовки, следует заметить, что в них стратегическое планирование ассоциируется с долговременным, в отличии, судя по всему, от тактического.

На это же указывает и определение, данное в «Словаре по экономике и финансам»: «Стратегическое планирование - управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями предприятия, его потенциальными возможностями и ситуацией на рынке, а также прогнозирование финансовой деятельности предприятия на длительный период».

Углубляясь в трактовки стратегического планирования можно привести еще ряд примеров[5]: А. Роув: «процесс принятия решений, который объединяет внутренние организационные возможности с угрозами и благоприятными возможностями, предоставляемыми внеш­ней средой»; Д. Шендел рассматривает его как «процесс определения и установления связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с этим окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям»; У. Глук и Л. Джаух — это «направле­ние в теории принятия решений, которое нацелено на развитие эф­фективной стратегии (или стратегий) для оказания содействия в достижении корпоративных целей»; А. Томп­сон и А. Стрикленд: «план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей»; Дж. Пирс и Р. Робертсон «набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь це­лей организации». Данные подходы можно охарактеризовать в качестве двух основных направлений:

• анализ окружения, акцентирующий внимание на параметрах организационного окружения;

• цели и средства, основывающиеся на определении долгосроч­ных целей организации и путей их достижения.

Однако существует еще один, возможно комбинирующих два предыдущих - деятельностный подход, ставящий во главу угла деятельность по реализации стратегии. Так, например, Г. Джонсон и К. Скулз выделяют следующую последовательность действий: анализ текущего положения организации в конкурентной среде; выбор, который предполагает разработку и оценку альтернатив стратегического направления деятельности организации; имплементация — процесс реализации, осуществления выбран­ной стратегии.

Вернемся, однако, к началу, а именно, к той точке зрения, что утверждает наличие трех видов планирования: оперативное, стратегическое и долгосрочное. Несомненно, что многие авторы согласны с данной точкой зрения, но существуют и другие. Так Гольдштейн выделяет: общее (долгосрочное основополагающее, концепция фирмы), стратегическое (долгосрочное развитие фирмы, сфер быта, производства, НИОКР, персонала), тактическое (условий хозяйственных операций - производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала и т.д.), оперативное планирование (конкретных действий на краткосрочный период). А И. Ф. Симонова и Н.М. Зазовская рассматривают: оперативное и стратегическое планирование.

Так почему же так происходит? Вероятно, путаница, возникающая в процессе определения понятий «стратегического» и «тактического» планирования, является результатом специфичной манеры исследователей данной тематики при анализе дефиниций, используемых в их тезариусе.

Очевидно, что следует самостоятельно определить и само понятие "стратегии". Специалисты высказывают два противоположных взгляда на понимание стратегии. Первый базируется на следующем: определяется достаточно точно конечное состояние, которое должно быть достигнуто через длительный промежуток времени. Далее фиксируется, что необходимо сделать для того, чтобы достичь этого конечного состояния. После этого составляется план действий с разбивкой по временным интервалам, реализация которого должна привести к достижению конечной четко определенной цели. В основном именно такое понимание стратегии всегда существовало в системах с централизованной плановой экономикой. При таком понимании стратегия - это конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели. А выработка стратегии - это нахождение цели и составление долгосрочного плана. При втором понимании стратегии, которое и используется в стратегическом управлении, стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Если цели организации определяют то, к чему она стремится, что хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация сумеет достичь своей цели в условиях изменяющегося в конкурентного окружения. Такое понимание стратегии исключает детерминизм в поведении организации, так как стратегия, определяя направление в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора с учетом изменяющейся ситуации. В данном случае стратегию в общем виде можно охарактеризовать как долгосрочную задачу, касающуюся поведения в среде, решение которой должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей. Поскольку стратегическое планирование служит плацдармом для любого другого планирования в рамках фирмы, определим стратегическое планирование следующим образом. Стратегическое планирование - это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы и ее потенциальными возможностями. Оно опирается на четко сформулированное программное заявление фирмы, изложение вспомогательных целей и задач, здоровый хозяйственный портфель и стратегию роста. Программа реализации стратегии является критическим процессом, так как именно она в случае успешного осуществления приводит к достижению поставленных целей.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту