рефераты по менеджменту

Национальные проекты как метод управления отдельными отраслями социальной сферы в России

Страница
1

Введение

Социальная сфера в России традиционно считалась проблемной и приносящей только одни затраты. Управление социальной сферой всегда осуществлялось методом программирования – будь это планирование в советский период, или стратегическое проектирование в первые годы правления В. В. Путина. Финансирование социальной сферы всегда осуществлялось по «остаточному принципу». Никакой координации между министерствами, занимающимися, например, здоровьем населения и его образованием, никогда не было.

Приоритетные национальные проекты в социальной сфере – совсем недавно возникший способ управления социальной сферой. Закон о национальных проектах вступил в силу с 1 января 2006 года. Всего их 4:

1. «Современное здоровье»

2. «Качественное образование»

3. «Доступное жилье»

4. «Развитие АПК»

Рассмотрение национальных проектов как особого способа управления социальной сферой мы считаем особенно актуальным, так как мало кто упоминает об их отличии от остальных способов управления. Упоминание о различиях носит рассеянный характер, исследователи пока не ставили перед собой задачи интеграции этой информации. Некоторые эксперты склоняются к тому, что отличие заключается только в большей PR-поддержке национальных проектов. Задача данной работы – показать, что это не так.

В своей работе мы использовали информацию Официального сайта Совета при Президенте России по реализации национальных проектов и демографической политике. Там мы брали конкретную информацию о целях, задачах национальных проектов и конкретных мероприятиях. С 2006 года начал выходить журнал «Национальные проекты», в котором освещается реализация национальных проектов, а также печатаются аналитические статьи различных экспертов по данной тематике.

В первой главе мы планируем рассказать о национальных проектах в целом, выделить их специфику как способа управления социальной сферой, рассказать о структуре управления национальными проектами. Во второй главе мы подробнее остановимся на каждом из четырех национальных проектов в социальной сфере, раскроем специфику каждого из них, в том числе и специфику проблем, с которыми он сталкивается в своей реализации.

Специфика национальных проектов как способа управления социальной сферой

Приоритетные проекты явились конкретным выражением стратегических задач по модернизации здравоохранения и образования, АПК, формированию рынка жилья, которые ранее ставило перед собой правительства В. Путина. В национальных проектах поставлены задачи по наиболее острым проблемам образования, здравоохранения, жилищной сферы, сельского хозяйства. Национальные проекты планируют меры, направленные на решение «точечных» проблем в четырех указанных сферах, и денежные средства выделяются не на абстрактное «развитие отрасли», а на конкретные цели. По предварительным оценкам, в 2007 году на реализацию национальных проектов предполагается выделить более 170 миллиардов рублей из федерального бюджета. Как сказал сам Владимир Путин, «Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России – это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше. Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит – в будущее России» (1).

По словам правительства, реализация национальных проектов стала возможной именно в 2006 году по нескольким причинам. Укрепление государственной власти, в частности, новая система избрания руководителей субъектов федерации, создали новые административные возможности: теперь легче обеспечивать согласованные действия всех ветвей и уровней государственной власти. Государство перешло к трехлетнему циклу бюджетного планирования. Основные параметры федерального бюджета теперь утверждаются не только на ближайший год, но одновременно – еще и на два последующих. Социально-экономические программы получают необходимые гарантии, масштабные задачи – большую четкость и детализацию.

Чтобы бюджет мог быть подчинен достижению установленных целей, эти цели разбиваются на четкие задачи. Эти задачи сопоставляются с имеющимися ресурсами. Исходя из наибольшей эффективности работы ресурсов, разрабатываются определенные мероприятия по реализации задач. Исходя из эффективности же мероприятий (предполагаемого коэффициента «работы» вложенных денег) вкупе, выстраивается иерархия целей. Руководитель Национального института развития, С. Ю. Глазьев, в своей статье (4) выстроил иерархию целей следующим образом:

1. Увеличение средней продолжительности жизни населения России до среднемирового уровня.

2. Обеспечение каждой российской семьи благоустроенным жильем.

3. Обеспечение конкурентоспособности агропромышленного комплекса.

4. Обеспечение доступного и качественного образования. Эта позиция попала на последнее место по операциональным причинам – она в наименьшей степени поддается количественному определению и разделению на задачи по количественно определяемым результатам.

В таком способе управления социальной политикой, как национальный проект, должны быть согласованы и подчиняться одной цели не только действия правительства, но и действия в сфере экономики. С. Ю. Глазьев (4) говорит о влиянии на банки таким образом, чтобы они понимали свою заинтересованность и снижали процентные ставки по кредитам. Участвуя в национальных проектах, банки не только способствуют своим коммерческим интересам, но и повышению своего имиджа, участвуя в решении социальных задач. Но участие в государственной политике для банков сопряжено с рисками невозврата. Снижение этих рисков возможно через разделение рисков между государством и банками, страхование рисков и совершенствование залогового законодательства.

Основным государственным органом, осуществляющим реализацию национальных проектов, является недавно созданный Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Он «готовит предложения Президенту Российской Федерации по разработке мер, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов и демографической политики, рассматривает концептуальные основы, цели и задачи приоритетных национальных проектов и демографической политики, определяет способы, формы и этапы их реализации, проводит анализ практики реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики и подготовку предложений по ее совершенствованию» (1). Для каждого национального проекта назначен координатор – вице-премьер, который отслеживает действия проекта по всей вертикали исполнительной власти.

Национальные проекты, в отличие от остальных инструментов социальной политики России, характеризуются, помимо целевого финансирования задач и наличия специального органа управления проектами, еще и механизмом отчетности, наличием оценки степени реализации. Руководители регионов должны регулярно отчитываться за достигнутые результаты, а значит, глубоко вникать в суть реализуемых проектов. Эксперты говорят о том, что сегодняшние механизмы оценки действия национальных проектов несовершенны. Система индикаторов направлена на отслеживание полноты расхода бюджетных средств, а не на замерение способствования принимаемых мер достижению стратегических целей. Л. В. Пепеляева (2) предлагает для замера эффективности проекта «Образование» ввести такие индикаторы, как уровень знаний учащихся, а также время поиска работы выпускниками ВУЗов. В области профилактики в проекте «Современное здоровье» она предлагает ввести уровень знаний молодых людей о ВИЧ как индикатор результативности профилактической работы в этом направлении.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту