рефераты по менеджменту

Научные школы

Страница
1

Научные школы управления

В первой половине двадцатого века были разработаны и получили развитие многие школы управления, среди которых необходимо выделить четыре основных, четко различимых. Хронологически их можно представить так: школа научного управления, административная или классическая школа, школа психологии и человеческих отношений, школа поведенческих наук и школа науки управления или количественная школа (табл. 1.2). Каждая из этих школ внесла значительный вклад в теорию управления, их концепции и приемы до настоящего времени используются практикой. Эти школы пересекаются в вопросах теории и практики управления, и в рамках одной организации присутствуют элементы всех этих подходов.

Школа научного управления

Основателем школы научного менеджмента принято считать Фредерика Тейлора (1856—1915) — североамериканского инженера, который известен тем, что разработал первую целостную концепцию управления, которую в его честь называют «тейлоризмом».

В основе концепции по мнению Тейлора, имеется четыре основных принципа научной организации труда:

- администрация предприятия должна стремиться к внедрению научно-технических достижений в процесс производства, заменяя традиционные и аккуратно практические методы;

- администрадия должна брать на себя роль отбора рабочих и обучения их специальности (до Тейлора этого не делалось, и рабочий самостоятельно выбирал профессию и дрессировался сам);

- администрация должна согласовывать научные принципы производства с принципами, действующими в сфере производства изначально;

- ответственность за результаты труда распределяется равномерно между трудящимися и администрацией.

Форд полагал, что правильная организация производства предполагает: 1) замену ручного труда машинным, 2) заботу о рабочих , заключающуюся в создании благоприятных условий труда (чистота в цехах, уют), а также 3) повышение качества продукции и 4) развитие сети сервисного обслуживания

Недостатком научного менеджмента является то, что он во главу угла ставит технические средства, при помощи которых якобы можно решить любые темы .

Вывод: Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.

Административная (классическая) школа

Родоначальником этой школы управления является французский социолог Анри Файоль, которого называют отцом менеджмента.

Целью классической школы управления было создание функций и принципов управления, использование которых, по мнению ее сторонников, сделает работу организации успешной. В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной орга­низации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители клас­сической школы занялись разработкой подходов к совершен­ствованию управления организацией в целом.

Главный вклад Файоля в теорию управления заключается в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из таких обязательных и взаимосвязанных функций, как планирование, организация, распорядительство, координация и контроль. Иногда выделяют другие функции управления, рассмотренные Файолем, такие как планирование, организация, мотивация и контроль.

Кроме функций управления Файоль разработал 14 принципов управления:

1. «Разделение труда, что повышает квалификацию и как результат – эффективность управленческого труда;

2. Власть – право отдавать команды и нести ответственность за это;

3. Дисциплина – четкое соблюдение правил и норм, действующих в организации;

4. Единство распорядительства – получение распоряжения от одного руководителя и подчинение одному руководителю;

5. Единство руководства – один руководитель и один план действий при достижении целей;

6. Подчинение индивидуальных интересов общим – интересы работника, групп, подразделений не должны превалировать над интересами организации в целом;

7. Вознаграждение персонала – оплата труда должна стимулировать людей на эффективную работу;

8. Централизация – уровень централизации и децентрализации следует выбирать в зависимости от ситуации для достижения лучших результатов;

9. Цели взаимодействия – четкое построение последовательности команд от руководства к подчиненным;

10. Порядок – все должны осознавать свое место в организации;

11. Равенство – по отношению к рабочим необходимо быть справедливым и отзывчивым;

12. Инициатива – Поощрение подчиненных выдвигать идеи;

13. Корпоративный дух – создавать дух единства и совместных действий, развивать бригадную форму организации труда;

14. Стабильность персонала – кадры должны находиться в стабильной ситуации».

Со временем эти принципы претерпели изменения – одни из них перестали рассматриваться как принципы, наименование других изменилось, появились новые принципы управления.

Вывод: После Файоля многие исследователи занимались изучением и теоретическим описанием управленческой деятельности, функций и принципов управления, но все они в конечном итоге были лишь последователями, развивавшими, дополнявшими и конкретизировавшими его учение.

Школа психологии и человеческих отношений

Основатель - Элтон Мейо. Он провел "Хоуторнский эксперимент", который показал, что на поведение человека на работе и на результаты его труда принципиально зависят от того, в каких социальных условиях он находится на работе, какие отношения существуют у рабочих между собой, а также какие отношения существуют между рабочими и менеджерами:

коллектив рассматривается, как особая социальная группа;

межличностные отношения являются фактором роста фактором роста эффективности и потенциалом каждого рабочего;

жесткая иерархия подчиненности несовместима с природой человека и его свободой;

руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию.

Аналогичной точки зрения придерживался и теоретик управления М.П. Фоллетт (1868-1933 гг.). Она считала, что для успешного управления руководитель должен отказаться от формальных отношений с работниками, быть лидером, признанным коллективом. Её трактовка менеджмента как «искусства добиваться результатов посредством действий других» во главу угла ставила гибкость и гармонию во взаимоотношениях между менеджерами и рабочими: менеджер должен исходить из сложившейся ситуации и управлять в соответствии с тем, что диктует ситуация, а не тем, что предписано функцией управления.

Вывод: Основной особенностью этой теории управления является, во-первых, признание её сторонниками неизбежности конфликтов между рабочими и организацией, задача которой состоит в уменьшении отрицательных последствий этих конфликтов. Во-вторых, сторонники этой теории исходили из положения, что управленческий труд представляет собой самостоятельный специфический вид труда, профессиональную деятельность, а менеджер – это профессия. Теории управления, в основе которых лежат социальные, человеческие отношения, получили название бихевиористических теории.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту