рефераты по менеджменту

Теория потребностей Герцберга

Страница
3

(факторы удовлетворения) (факторы здоровья)

- Работа как ценность сама по себе

- Чувство ответственности

- Переживание успехов в работе

- Признание

- Возможности совершенствования

- Условия труда

- Социальные отношения

- Стиль руководства

- Вознаграждение

- Климат на предприятии

. . . . . .

Положительные Отрицательные Положительные Отрицательные

проявления проявления проявления проявления

НЕУДОВЛЕТ-ВОРЁННОСТЬ РАБОТОЙ

УДОВЛЕТВО-РЁННОСТЬ РАБОТОЙ

ОТСУТСТВИЕ УДОВЛЕТВО-РЁННОСТИ

ОТСУТСТВИЕ НЕУДОВЛЕТ-ВОРЁННОСТИ

Рис.1. Двухфакторная модель мотивации Герцберга

Основные положения теории

Таким образом, основные положения теории Герцберга следующие:

1) потребности делятся на гигиенические и мотивирующие факторы. Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана с окружающей средой, в которой осуществляется работа. Вторая группа (факторов мотивации) связана с характером и сущностью работы. Каждая из групп находится как бы в собственной шкале измерений, где первая группа действует в диапазоне от минуса до нуля, а вторая – от нуля до плюса;

2) существует сильная корреляция между удовлетворением от работы и производительностью труда;

3) отсутствие гигиенических факторов ведет к неудовлетворённости работой. В обычных условиях наличие гигиенических факторов воспринимается как что-то естественное, что приводит лишь к состоянию отсутствия неудовлетворённости и не оказывает мотивационного воздействия;

4) наличие или отсутствие мотивирующих факторов активно воздействует на поведение человека, вызывая состояние удовлетворённости (или отсутствия удовлетворённости);

5) для полной удовлетворённости персонала своим трудом следует обеспечить сначала наличие факторов гигиены (состояние отсутствия неудовлетворённости), а затем обеспечить наличие факторов мотивации (состояние удовлетворённости). Отсутствие факторов гигиены можно лишь частично и неполно компенсировать наличием мотивирующих факторов;

6) для того чтобы эффективно мотивировать подчинённых, руководитель должен сам вникнуть в сущность работы.

По мнению Герцберга, 69% причин, определяющих разочарованность персонала в своей работе, относится к группе гигиенических факторов, в то время как 81% условий, влияющих на удовлетворённость работой, непосредственно связаны с мотивирующими факторами.

Значение теории Герцберга

Практическая направленность теории

Что происходит в организации в зависимости от степени удовлетворённости гигиенических и мотивирующих факторов, показано в табл.1. [2]

Таблица 1

Удовлетворение гигиенических и мотивирующих факторов в организации

 

Мотивирующие факторы

Не удовлетворяются

Удовлетворяются

Г

и

г

и

е

н

и

ч

е

с

к

и

е

ф

а

к

т

о

р

ы

Удовлетво- ряются

Высокий процент персонала с избегательной мотивацией. Специалисты с достижи-тельной мотивацией реже, но тоже могут попадать в эту организацию, однако ненадолго. Персонал стремится минимизировать свои трудовые усилия (тепло, светло, хорошо платят – зачем ещё и работать?)

Это гармоничная система мотивации персонала. Созданы все возможные условия для труда, и труд хорошо и справедливо оплачивается

Не удовлетво-ряются

Здесь наблюдается высокая текучесть кадров и большие проблемы с набором персонала, поскольку такой компании нечем привлечь персонал и, тем более, нечем его удержать

Здесь работают в основном специалисты с достижи-тельной мотивацией и недостаточным опытом работы. Такая компания привлекательна как этап в профессиональном росте, так как связана с достиже-ниями, самореализацией, профессиональным, а может быть, и карьерным ростом. Минусы в том, что этап недолгий. «Вырос» сотрудник – и пошёл зарабатывать деньги в другую компанию

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту