рефераты по менеджменту

Мотивационная сфера современного предпринимателя

Страница
3

Мотивации достижения удачи противостоит боязнь неудачи. Принятие ответ­ственных решений зависит от соотношения этих мотиваций. Если вторая превос­ходит первую, то человек вряд ли станет преуспевающим предпринимателем. Когда обстановка в обществе слишком нестабильна или острота конкуренции очень велика, и, следовательно, в обоих случаях риск неудачи весьма высок, то от предпринимательства могут отказаться люди даже с высокой мотивацией достижения и умеренной боязнью неудач. Поэтому важнейшим фактором, влияющим на вовлечение в предпринимательскую деятельность, является обста­новка стабильности в обществе и, в первую очередь, политика государства по отношению к предпринимательству.

С мотивационной сферой личности неразрывно связаны и такие ее компонен­ты, как самооценка, уровень притязаний, способность принимать решения и идти на риск. Хороший предприниматель обычно отличается высокой, но достаточно объективной, трезвой самооценкой, что позволяет ему реалистично взвешивать свои возможности, самокритично и продуктивно оценивать собственный опыт и восполнять пробелы в знаниях. Специфичность уровня притязаний успешного предпринимателя заключается, прежде всего, в готовности его к автономной дея­тельности, в которой можно полагаться только на себя и свои возможности.

Принятие решений — это выбор между несколькими альтернативами действий для достижения цели. Необходимость такого выбора возникает в ситуациях неопре­деленности[14]. Подобного рода ситуации в деятельности предпринимателя постоянны и в них проверяется его способность идти на риск. Специальные исследования показали, что заниженный уровень притязаний ведет к излишней осторожности при принятии решения, избеганию риска, а в конечном итоге, к значительным потерям в прибылях или в других показателях успешности деятельности.

«Идеальному» предпринимателю свойственна способность реалистично оценивать ситуацию, свои возможности и притязания, и идти при этом смелый, но разумный риск.

Современный преуспевающий предприниматель ориентируется, прежде всего, на собственный анализ и оценку информации, мало подвержен конформистским влияниям, способен преодолеть узкоконъюнктурные оценки, стремится прог­нозировать развитие событий. Он обладает обычно хорошим природным интел­лектом, который дополняется высоким уровнем профессионализма, а нередко и широкой эрудицией. Необходимой чертой предпринимательского мышления является творческий характер, стремление к инновациям, умелое использование конструктивных идей. Это позволяет избегать стереотипных, стандартных решений и находить выходы из ситуаций неопределенности.

Комплекс отмеченных выше личностных свойств и поведенческих особенностей предпринимателя в их единстве позволяет ему занять в обществе положение лидера. Причем показатели «потребности во власти» у крупных преуспевающих предпринима­телей вполне умеренные, в то время как показатели потребности в достижениях всегда на очень высоком уровне, т. е. власть для предпринимателя не является самоцелью,онанужна ему как инструмент в реализации свободы деятельности[15].

Большая увлеченность предпринимателя своим делом позволяет некоторым западным специалистам утверждать, что предпринимательство не просто профессия или род деятельности, а особый образ жизни[16].

Американский психолог Р. Хисрич сделал сопоставительное сравнение психологических и поведенческих качеств «традиционного менеджера», предпринима­теля и «внутреннего предпринимателя» («интрапренёра») [Приложение 2]. Под «традиционным менеджером» имеется в виду управленец, который не обладает свойствами предпринимателя, а просто исполняет свои обязанности как слу­жащий. «Интрапренёр» — это человек, работающий в организации, но обладающий наклонностями и способностями предпринимателя. Слева в таблице указа­ны те действия и обстоятельства, по отношению к которым сравниваются ориентации и поведение трех названных представителей современного бизнеса. Как наглядно видно из таблицы, предприниматель и «внутренний предприниматель» обладают, примерно, одинаковыми наборами психологических свойств и поведенческих характеристик. Различия возникают лишь в связи с тем, что внутреннему предпринимателю постоянно приходится считаться с нормами и ограничениями корпорации, в которой он работает, и приспо­сабливать к ним свое поведение[17].

Мы рассмотрели ряд психологических свойств, которые в полном объеме и при достаточно высоком уровне их развития могли бы характеризовать «идеального» предпринимателя. Естественно, что в жизни такое психологическое совершенство встречается не часто, но, тем не менее, многим предпринимателям удается достичь весьма значительных успехов. В стратегии и тактике таких предпринимателей проявляется, прежде всего, их общий психологический склад личности,но вместе с тем у каждого есть и свои особенности.

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху и на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса

Исходя из поставленных целей и задач исследования, были выбраны и использованы следующие психологические тесты и методики: методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса [Приложение 3]; методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса [Приложение 4]; методика диагностики степени готовности к риску Шуберта [Приложение 5] которые, в некоторой степени, могут раскрыть мотивационную сферу современного предпринимателя.

В исследовании приняло участие 10 предпринимателей. Для более удобного описание испытуемых их данные занесены в таблицу.

Пол

Возраст

Образование

Начало предпринимательской деятельности

 

Мужской

24

Высшее экономическое

22

 

Мужской

34

Среднее специальное

28

 

Женский

45

Среднее

37

 

Мужской

33

Среднее специальное

30

 

Женский

35

Высшее экономическое

29

 

Мужской

28

Высшее медицинское

25

 

Мужской

31

Высшее экономическое

26

 

Мужской

39

Среднее специальное

33

 

Мужской

26

Высшее экономическое

24

 

Женский

41

Высшее аграрное

34

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту