рефераты по менеджменту

Сущность, основные цели и условия социального развития организации

Страница
1

Введение

Социальное управление по своему назначению ориентируется ис­ключительно на людей. Его основная задача состоит в том, чтобы создавать для работников организации надлежащие условия труда и быта, добиваться их постоянного улучшения.

Управление социальным развитием организации – это совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные пробле­мы на основе научного подхода, знания закономерностей протекания социальных процессов, точного аналитического расчета и выверенных социальных нормативов. Оно представляет собой организационный механизм заранее продуманного, спрогнозированного, многосторон­него, т.е. планомерного и комплексного воздействия на социальную среду, использования многообразных факторов, влияющих на эту среду.

Непременный объект управления персоналом – развитие соци­альной среды организации. Эту среду образуют сам персонал с его различиями по демографическим и профессионально-квалифика­ционным признакам, социальная инфраструктура организации и все то, что так или иначе определяет качество трудовой жизни работни­ков, т.е. степень удовлетворения их личных потребностей через по­средство труда в данной организации.

Социальная среда органически взаимосвязана с технической и экономической сторонами функционирования организации, состав­ляет вместе с ними единое целое. Всегда, а на современном этапе развития общества особенно, успешная деятельность любой орга­низации зависит от высокой результативности совместного труда за­нятых в ней работников, от их квалификации, профессиональной подготовки и уровня образования, от того, насколько условия труда и быта благоприятствуют удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.

Социальное развитие организации означает изменения к лучшему в ее социальной среде – в тех материальных, общественных и духовно-нравственных условиях, в которых работники организации трудятся, вместе с семьями живут и в которых происходят распределение и по­требление благ, складываются объективные связи между личностями, находят выражение их морально-этические ценности. Соответственно этому социальное развитие в первую очередь должно направляться на:

§ совершенствование социальной структуры персонала, его демог­рафического и профессионально-квалификационного состава, в том числе регулирование численности работников, повышение их обще­образовательного и культурно-технического уровня;

§ улучшение эргономических, санитарно-гигиенических и иных условий работы, охраны труда и обеспечения безопасности работ­ников;

§ стимулирование средствами как материального вознаграждения, так и нравственного поощрения эффективного труда, инициативного и творческого отношения к делу, групповой и индивидуальной ответственности за результаты совместной деятельности;

§ создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгруп­повых связей, способствующих слаженной и дружной работе, рас­крытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом;

§ обеспечение социального страхования работников, соблюдения их социальных гарантий и гражданских прав;

§ рост жизненного уровня работников и членов их семей, удовлет­ворение потребностей в жилье и бытовом устройстве, продуктах пи­тания, промышленных товарах и разнообразных услугах, полноцен­ное использование досуга.

Управление социальным развитием должно быть подчинено нор­мальному функционированию и рациональному использованию по­тенциальных возможностей организации, достижению ее главных целей. Оно, как специфический вид менеджмента, имеет свой объ­ект, свои методы, формы выработки и реализации управленческих решений.

Основные факторы развития социальной среды организации

Социальные факторы применительно к организации выражают содержание изменений в образующих ее социальную среду услови­ях и адекватные этим изменениям последствия. Их различают прежде всего по направленности и формам воздействия на персонал как в пределах самой организации, где осуществляется совместный труд, так и в ближайшем ее окружении, где работники организации и их семьи живут.

К основным факторам непосредственной социальной среды органи­зации относятся:

§ потенциал организации, ее социальная инфраструктура;

§ условия работы и охрана труда;

§ социальная защищенность работников;

§ социально-психологический климат коллектива;

§ материальное вознаграждение труда и семейные бюджеты;

§ внерабочее время и использование досуга.

Потенциал и социальная инфраструктура организации

Потенциал отражает материально-технические и организацион­но-экономические возможности организации, т.е. ее размеры и тер­риториальное расположение, численность персонала и характер ве­дущих профессий, профиль производства и объемы выпускаемой продукции (товаров и услуг), форму собственности, состояние основ­ных фондов, финансовое положение. Социальная инфраструктура представлена на рисунке 1 и представляет собой комплекс объектов, предназначенных для жиз­необеспечения работников организации и членов их семей, удовлет­ворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных по­требностей. В условиях Российской Федерации перечень таких объектов включает:

– обобществленный жилищный фонд (дома, общежития) и объек­ты коммунального хозяйства (гостиницы, бани, прачечные и пр.) с сетями энерго-, газо- и теплоснабжения, канализации, водопрово­да, телефонизации и т.п.;

Підпис: 
Рисунок 1. Социальная инфраструктура организации.
медицинские и лечебно-профилактические учреждения (больни­цы, поликлиники, амбулатории, медпункты, аптеки, санатории, про­филактории и т.д.);

– объекты образования и культуры (школы, детские дошкольные и внешкольные учреждения, Дома культуры, клубы, библиотеки, вы­ставочные залы и т.п.);

– объекты торговли и общественного питания (магазины, столовые, кафе, рестораны, подсобные хозяйства для поставки свежих продук­тов);

– объекты бытового обслуживания (комбинаты, мастерские, ателье, салоны, пункты проката);

– спортивные сооружения (стадионы, плавательные бассейны, спортплощадки) и базы массового отдыха, приспособленные для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий;

– коллективные дачные хозяйства и садово-огородные товарище­ства.

Организация в зависимости от своих масштабов, формы собствен­ности, подчиненности, местоположения и других условий может рас­полагать целиком собственной социальной инфраструктурой, иметь набор только ее отдельных элементов или рассчи­тывать на кооперацию с другими организациями и на муниципаль­ную базу социальной сферы. Но при любом варианте забота о соци­альной инфраструктуре является важнейшим требованием к управлению социальным развитием.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту