рефераты по менеджменту

Менеджмент в потребительской кооперации

Страница
2
т ее магазины, расположенные в сельской ме­стности, особенно в небольших населенных пунктах. Здесь магазины превращаются из чисто хозяйственных звеньев, выполняющих тор­говые функции, в приемозаготовительные пункты всех видов сель­скохозяйственных продуктов и сырья, привлечения заемных средств населения, обеспечения людей работой, оказания бытовых и других услуг. Иначе говоря, магазины потребительской кооперации должны стать центрами по всем направлениям деятельности потребительской кооперации в сельской местности, через них должна осуществляться живая связь с пайщиками и обслуживаемым населением.

Понятие организации и её роль в потребкооперации.

Организация взаимодействия - это вторая общая функция управления, без которой не может обойтись никакая управленческая деятельность. Эта функция настолько глубоко пронизывает все целе­направленные воздействия, что первоначально понятие управления сводилось к организации. Позднее ученые заметили, что управление - понятие шире организации, что организация - это всего лишь одна из функций управления. Смысловое значение слова организация многообразно. Во-первых, организацию можно понимать как сло­жившуюся четко очерченную систему. Например, потребительское общество, райпотребсоюз, облпотребсоюз, райзаготконтора, универ­сальная база и др. Наличие таких структур дает систему построения потребительской кооперации (рис. 4.7).Другое смысловое значение слова организация состоит в том, что оно предполагает взаимодействие различных органов управле­ния: сфера регулирования, создание внутренней структуры, установ­ление связей между частями этой структуры. Это и есть функция управления. Третье смысловое значение предполагает реагирование на каждый фактор, каждый случай изменения ситуации. Эти приемы воздействия субъектов на объекты управления рассматриваются как методы управления. Здесь действует не процессный, а ситуационный подход. Методы рассматриваются в части II настоящего пособия.Организационное взаимодействие, в свою очередь, тоже не од­нозначно. Здесь можно выделить формирование организационных структур и распределение должностных полномочий, ответственно­сти, прав и обязанностей среди работников в аппарате управления. При этом просматривается логическая последовательность: первона­чально формируются структуры, а затем определяются полномочия.Функция организации - это формирование оптимальной организаци­онной структуры, распределение полномочий и ответственности в аппарате управления.Задачи кооперативных организаций записываются в уставе и предопределяют организационную структуру субъекта и объекта управления. Если в уставе записана задача продавать товары пайщикам, то необходимо иметь какое-то количество предприятий рознич­ной торговли. Если записано, что потребительское общество продает товары не только пайщикам, но и населению, то количество магазинов будет больше и они будут крупнее. В структуре аппарата управления в этом случае нужно сформировать звено организаторов торговли. Однако не все задачи потребительского общества записыва­ются в уставе, некоторые формируются в последующей деятельности и вписываются в решениях.Любая стратегия, в том числе в потребительской кооперации, вступившей в рыночные отношения, строится на множестве своих принципов, которые можно объединить в четыре группы правил.Первая группа - это правила для оценки стратегии по количеству в показателях, а по качеству - в ориентирах. Для потребительского общества это будет означать необходимое количество торговых единиц, работников, оборотных, технических средств с какими-то ориентировочными качествами. Без этого невозможно ни наметить, ни выполнить стратегическую цель. Вторая группа - это правила для формирования отношений с внешней средой. Для потребительского общества это будет означать стабильное наличие поставщиков и покупателей, товаров и услуг. Без организация погибнет, внешняя среда ее уничтожит. Помогают избежать некоторых неприятностей, исходящих от внешней среды, объединение в потребсоюзы и взаимная выручка различных звеньев кооперативного управления.Третья группа - это правила, по которым устанавливаются внутренние отношения. Их называют организационной концепцией или взаимодействием органов управления.Четвертая группа - это правила, по которым ведется повседнев­ная деятельность предприятия. Для потребительского общества это своеобразное сочетание организационно-распорядительных (административных) методов управления.Своеобразием функции организации в потребительской коопе­рации можно считать то, что в некоторых подразделениях встречают­ся такие типы структур, как чисто линейная, временная по проекту и даже матричные структурные формирования. Чисто линейная сущест­вует в небольших бригадах магазинов, пунктов питания, заготовок, строительства и др. Тип структуры по проекту создается временно, он встречается в ремонтно-строительных бригадах, при формировании бригад охотников, сборщиков ягод, работников грибоварен, добытчи­ков кедровых орехов, рыболовов, лесозаготовителей и др.Матричный тип комбинированной оргструктуры встречается преимущественно при потребсоюзах. Это в основном такие постоян­но действующие подразделения, которые зависят от совета потреб­союза и возглавляются своими линейными руководителями (дирек­торами): научно-исследовательские лаборатории, учебные заведения, строительно-монтажные управления, ремонтно-монтажные комбина­ты, транспортно-экспедиционные конторы и др.Однако чисто функциональной структуры в потребительской кооперации не существует, так как она создает сложные отношения руководителей и исполнителей. Ее преимущество в профессионализ­ме вполне успешно применяется в комбинированных типах структур. Таким образом, в потребительских союзах структура управле­ния представляет собой сочетание организационных структур по ре­гиону и организационных структур по продукту. В качестве мате­ринских компаний в кооперации выступает потребсоюз, именно союз выражает интересы своих членов и ему предоставлено право созда­вать дочерние отделения. В какой-то мере потребительскую коопе­рацию в Российской Федерации можно представить как крупную транснациональную компанию. Но это сравнение только в организа­ционном построении, а не по содержанию специфических функций.Сам аппарат управления потребсоюзом - это материнское под­разделение или организационная структура по региону. В качестве регионов выступают административно-территориальные образова­ния: районы, области, края, республики в составе РФ. В качестве ор­ганизационных структур по продукту функционируют предприятия потребительских союзов, которые своими специфическими продук­тами (товарами и услугами) обслуживают всю систему кооператив­ных предприятий, входящих в данный союз.В организационном смысле цель управленческой деятельности состоит в том, чтобы выработать ту структуру, которая лучше всего отвечает стратегическим задачам кооперативной организации, а так­же воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. наилучшая структура - это та, которая позволяет потребительскому
Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту