рефераты по менеджменту

Двухфакторная теория потребностей Герцберга

Страница
4

В табл.1 используются следующие понятия (согласно теории В.И. Герчикова относительно мотивационной структуры личности):

1) достижительная трудовая мотивация – направленная на достижение наилучших результатов в трудовой деятельности;

2) избегательная трудовая мотивация – направленная на избегание неудач (т.е. отсутствие отрицательных результатов трудовой деятельности – уже хорошо).

Практическая направленность теории Герцберга состоит в том, что манипуляция факторами труда позволяет влиять на удовлетворённость персонала своим трудом. Для того чтобы эффективно использовать теорию Ф. Герцберга, необходимо составить перечень гигиенических и, особенно, мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают.

Активизация мотивирующих факторов способна обеспечить максимально возможное участие персонала в делах фирмы: от принятия самостоятельных и ответственных решений на своём рабочем месте до соучастия в инновационных программах компании.

Многие организации попытались реализовать теоретические выводы Герцберга посредством программ обогащения труда, когда работа перестраивается и расширяется так, чтобы приносить больше удовлетворения и вознаграждений её непосредственному исполнителю. Обогащение труда направлено на структурирование трудовой деятельности таким образом, чтобы дать почувствовать исполнителю сложность и значимость порученного ему дела, независимость в выборе решений, отсутствие монотонности и рутинных операций, ответственность за данное задание, ощущение того, что человек выполняет отдельную и полностью самостоятельную работу.

Есть предположение, что такой гигиенический фактор, как деньги, может компенсировать большинство других гигиенических факторов. Например, дальность работы от дома вполне компенсируется удовлетворительным для сотрудника заработком, так же как условия труда, график работы и прочее, при условии, что эти вопросы не являются принципиальными для сотрудника. Что касается мотивирующих факторов − это то, что связано с более глубокими человеческими потребностями, и подмена их удовлетворения (при наличии у сотрудника достижительной мотивации) возможна только на непродолжительное время. Тем не менее, многие из мотивирующих факторов тоже непосредственно связаны с деньгами, как материальным выражением оценки профессиональных успехов, степени ответственности и т.д.[2]

Мотивирующие же факторы могут лишь частично и ненадолго компенсировать недостаток гигиенических факторов (см.табл.1).

Пример применения теории Герцберга на практике

Примером применения теории Герцберга на практике является проведение голландским туристическим комплексом аудита внутреннего маркетинга [6] на основе изучения выделенных Герцбергом факторов с помощью анализа «важность-исполнение», позволяющего эти факторы количественно оценить (см.табл.2).

Внутренний маркетинг определяют как привлечение, обучение, мотивирование и удержание квалифицированного персонала посредством создания таких рабочих условий, которые удовлетворяли бы нужды персонала [6]. По мнению автора контрольной работы, всё перечисленное относится к сфере деятельности менеджера по персоналу.

Таблица 2

Результаты аудита внутреннего маркетинга туристического комплекса

Номер п/п

Описание фактора

(М–мотивирующий фактор)

Средний балл по категориям

Положение на карте

Важность

Исполнение

1

2

3

4

5

1

Быть лидером в своей группе (М)

3,60

3,78

Низкий приоритет

2

Делать стоящую, интерес-ную и качественную работу (М)

4,54

3,69

Сосредоточиться

3

Иметь больше свободы на работе

3,75

3,75

Низкий приоритет

4

Достигать личных целей, относящихся к работе (М)

4,06

3,57

Сосредоточиться

5

Иметь хорошие отношения с руководителем и сослуживцами

4,60

4,18

Успешный результат

6

Иметь возможность для профессионального роста

4,03

3,30

Сосредоточиться

Продолжение табл.2

1

2

3

4

5

7

Получать новые навыки и знания (М)

4,45

3,45

Сосредоточиться

8

Иметь хорошие рабочие условия

4,57

3,69

Сосредоточиться

9

Получать хорошую зарплату

4,09

3,12

Сосредоточиться

10

Быть по достоинству оценённым своим руководителем (М)

4,42

3,54

Сосредоточиться

11

Помогать своей фирме достичь целей

4,48

3,51

Сосредоточиться

12

Иметь продвижение по службе

3,12

3,05

Низкий приоритет

13

Быть частью своей рабочей группы

4,12

3,87

Сосредоточиться

14

Иметь стабильную и надежную работу

4,27

3,48

Сосредоточиться

15

Быть информированным о результатах своей работы

4,39

3,06

Сосредоточиться

16

Участвовать в принятии решений(М)

4,09

3,03

Сосредоточиться

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту