рефераты по менеджменту

Корпоративное управление

Страница
9

Известный кофликтолог Л. Козер предлагал понимать под конфликтом «борьбу за ценности и претензии на определенный социальный статус, власть и недоступные для всех материальные блага; борьбу в которой целями состоящих в конфликте сторон является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника»2.

Основанием корпоративного конфликта является противоречие между интересами субъектов корпоративных отношений. Субъектами корпоративных конфликтов выступают участники корпоративных отношений. Объектом корпоративного конфликта в основном являются права собственности на акции компании и права, вытекающие из акций.

Полярность интересов участников конфликта, различное отношение их к ценностям и нормам общественной жизни, разнообразие объектов и предметов противоборства приводят к тому, что конфликты могут носить самый разнообразный характер. Исходя из этого, в целях выбора адекватного метода реагирования, диагностики и управления конфликтом отечественные конфликтологи классифицируют их следующим образом.3

· по способу разрешения конфликты делятся на антагонистские и компромиссные;

· в зависимости от природы возникновения выделяют конфликты социальные, организационные, эмоциональные и личностные;

· с учетом направленности воздействия конфликты могут быть вертикальными и горизонтальными;

· по степени выраженности различают открытые и скрытые конфликты;

· в зависимости от количества вовлеченных участников конфликты делятся на внутриличностные, межгрупповые и межличностные.

Регулирование корпоративных конфликтов

Говоря о регулировании конфликтов следует отметить, что важное значение управления конфликтом, особенно корпоративным, предметом которого является право собственности, имеют нормы права.

Как отмечают авторы книги «Конфликтология»1 правовая норма, как и любая социальная норма, имеет несколько каналов воздействия на поведение людей:

· информационное воздействие норма предполагает индивидуальный вариант поведения, одобряемый государством, и предупреждает о последствиях того или иного поступка;

· ценностное воздействие - норма декларирует ценности, признаваемые обществом и государством;

· принудительное воздействие - норма обладает силой принуждения в отношении тех, кто игнорирует ее требования. При нарушении нормы вступают в действие правовые механизмы, начинают функционировать учреждения и должностные лица, занятые применением права.

Следует отметить, что сегодня в России уже есть достаточно законодательных актов, способных регулировать, управлять конфликтами. Однако практически все они имеют свои недостатки, что и является одной из причин возникновения конфликтных ситуаций и затрудняет управление и решение конфликтов.

В качестве иллюстрации к данному утверждению можно привести федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

Нет необходимости говорить о том, что принятие федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» явилось желанным событием в российском законодательстве, событием, которого все так долго ждали.

В целом бесспорным является то, что принятие закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» имеет позитивное значение для укрепления законности в сфере рынка ценных бумаг, поскольку теперь существовавшие в законодательстве о ценных бумагах запреты реально обеспечены эффективными мерами принуждения, результатом чего станет их соблюдение участниками рынка. Таким образом, законодательство приобрело регулятивные качества и тот правовой эффект, на который оно было изначально направлено. Однако, с принятием нового закона, проблем в сфере защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг не только не убавилось, а, как ни парадоксально, еще больше увеличилось.

И связаны они, прежде всего, с реализацией закона на местах. ФКЦБ России выполняет главное - нормативное регулирование рынка ценных бумаг, построение инфраструктуры, а теперь и применение мер административного воздействия к нарушителям законодательства. Реализация и контроль за выполнением установленных правил и условий функционирования фондового рынка, непосредственное применение административных санкций находятся, главным образом, в ведении региональных отделений ФКЦБ России. Очевидно, что такая структура продиктована необходимостью осуществления единого государственного подхода к формированию и развитию рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Но надо признать: реальной защиты интересов инвесторов подобная структура не обеспечивает. Разделение и закрепление огромных территорий России всего за 15 региональными отделениями вряд ли можно назвать удачным решением. В такой ситуации отделения просто не в состоянии обеспечить нормальный контроль за деятельностью участников рынка ценных бумаг. Принятый закон оставил эту проблему без разрешения.

Так, если взять в качестве примера Региональное отделение ФКЦБ России в Северо-Западном федеральном округе, то в силу того, что под его юрисдикцию отдано значительное количество субъектов федерации, оно просто не в состоянии, по объективным причинам в необходимой степени контролировать деятельность эмитентов, в частности, Республики Коми (расстояние от одного конца которой до другого практически равно расстоянию от Сыктывкара до регистрирующего органа).

В Республики Коми в настоящее время функционирует 1500 акционерных общества. После вступления в силу закона «О защите прав…», т.е. за более чем 3 года, проверкам со стороны Регионального отделения подверглись всего 6 эмитентов Республики. И это при том, что передел акционерный собственности в республике продолжается, сопровождаясь многочисленными нарушениями законодательства об акционерных обществах. Таким образом, неэффективность существующей системы контроля представляется очевидной.

Таким образом, отсутствие в федеральном законе «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» действенного механизма его реализации на всей территории России является фактором, способным существенно снизить или даже свести на нет все предусмотренные данным законом механизмы защиты прав инвесторов.

Предотвращение корпоративных конфликтов

Важным аспектом также является предотвращение корпоративных конфликтов. Достичь этого можно следующими путями:

· законодательно ужесточить ответственность за нарушения законодательства в области корпоративного управления;

· повышение правовой культуры субъектов корпоративных отношений;

· совершенствование механизма государственного регулирования в сфере корпоративного управления;

· повышение результативной деятельности советов директоров акционерных компаний;

· подготовка кадров управляющих и членов совета директоров акционерных компаний;

· повышений знаний в области корпоративного права работников прокуратуры, правоохранительных органов.

С точки зрения предупреждения и регулирования корпоративных конфликтов важное значение имеет Кодекс Корпоративного поведения (далее Кодекс), одобренный Правительством Российской Федерации 28 ноября 2001 г.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту