рефераты по менеджменту

Проблемы фермерского хозяйства в мире

Страница
1

Введение

Эта курсовая является, по существу, разбором конкрет­ной ситуации, сложившейся в сельскохозяйственном секторе экономики США, и проблем, с которыми он сталкивается. Такое исследование оправдано по не­скольким причинам. Во-первых, сельское хозяйство является крупнейшей отраслью страны. Потребители тратят более 1/5 своих доходов на продукты питания и другие сельскохозяйственные товары. В 1988 г. вклад сельского хозяйства в ВНП достиг примерно 170 млрд дол., и в нем было занято около 2% рабочей силы. Кроме того, сельское хозяйство — важный источник американской экспортной тор­говли; в 1988 г. экспорт сельскохозяйственных проду­ктов был равен почти 36 млрд дол., что составило более 10% экспортных доходов Америки. Во-вторых, сельское хозяйство дает нам конкретный пример из реальной действительности для изучения отрасли, ко­торая — при отсутствии государственных фермерских программ — напоминает модель рынка чистой кон­куренции. Наконец, амери­канское сельское хозяйство содержит в себе пара­докс, который нуждается в объяснении. Отличаясь значительно более высокими темпами роста произ­водства, чем любой другой основной сектор экономи­ки, наше изобильное сельское хозяйство было предме­том зависти в мире. Но, по иронии судьбы, за свои выдающиеся производственные подвиги фермеры обычно получали доходы ниже среднего уровня.

Если говорить точнее, главные задачи этой главы таковы:

1) описать "фермерскую проблему" и выде­лить ее причины и

2) обсудить государственную поли­тику в отношении сельского хозяйства и прокоммен­тировать ее эффективность.

История фермерской проблемы

Два десятилетия, предшествовавшие первой миро­вой войне, были чрезвычайно благоприятными для сельского хозяйства; в самом деле, этот период окрестили "золотым веком американского сельско­го хозяйства". И спрос на сельскохозяйственные продукты, и цены на них, и доходы фермеров - все показатели росли. Первая мировая война усилила это процветание. Внешний спрос на продукцию американских фермеров стремительно увеличивался во время и сразу после войны. Зарубежные страны, отвлекавшие ресурсы из сельского хозяйства на про­изводство военной продукции, обратились к амери­канскому сельскому хозяйству за продовольствен­ными продуктами и сырьем. Высокие цены и почти ненасытный спрос составляли счастливый жребий американских фермеров в этот период.

Эти чрезвычайно благоприятные условия не мо­гли сохраняться постоянно. Резкий послевоенный спад в 1920 г. был внезапным и сильным потрясени­ем для сельского хозяйства Америки. В частности, большой объем ипотечной задолженности, образо­вавшийся в течение предшествующих лет процвета­ния, оказался тяжелым бременем. Однако экономи­ка в целом быстро оправилась от этого спада, и к 1921 г. наступил бум 20-х. Но сельское хозяйство не сумело принять участие в этом экономическом процветании в той же степени, что и другие секторы экономики.

Для этого было несколько причин. Европейское сельское хозяйство не только оправилось после вой­ны, но также стало быстро расширяться под влиянием новых технических усовершенствований. Следо­вательно, внешний спрос на американские сельско­хозяйственные товары начал выравниваться и затем уменьшаться. Американская внешнеторговая поли­тика также способствовала этому уменьшению вне­шнего спроса. Высокие пошлины на товары, импор­тируемые в Соединенные Штаты, содействовали подрыву внешнего спроса на американские сельско­хозяйственные продукты. В той мере, в какой ино­странцы не могли продавать свою продукцию в США из-за торговых ограничений, они были не в состоянии заработать средства, которые были ну­жны, чтобы покупать товары у американских произ­водителей. Более того, и внутренний спрос на сель­скохозяйственные продукты в 20-е годы не подни­мался очень сильно. Большинство американских же­лудков уже было наполнено, и в результате растущие доходы использовались на покупку авто­мобилей, холодильников и множества новых проду­ктов промышленности. Наконец, если посмотреть на картину со стороны предложения, научно-тех­нический прогресс заметно способствовал росту сельскохозяйственного производства. Конечными результатами отставания неэластичного спроса от стремительно растущего предложения сельскохо­зяйственных продуктов были низкие цены на них и низкие доходы фермеров.

"Великая депрессия 1930-х годов" особенно бо­льно ударила по американскому сельскому хозяй­ству. Высококонкурентная природа сельского хозяй­ства делает его особенно уязвимым в тяжелые вре­мена. В отличие от продавцов, которые обладают хоть небольшой монопольной властью, фермеры не могут влиять на свои цены. Они "вынуждены прини­мать любую цену", будучи во власти рынка. Поэто­му, когда рыночный спрос понижается, как это слу­чилось во время депрессии, фермерские цены и до­ходы резко падают. По иронии судьбы, фермеры делают покупки на рынках, где господствуют от­носительно негибкие к понижению цены. Следовате­льно, в то время как доходы фермеров падают на очень большую величину, цены их покупок снижа­ются крайне умеренно. В 1920-е и 1930-е годы фер­меры оказались в жестких тисках цен и издержек.

Вторая мировая война принесла фермеру долго­жданное, но временное облегчение. И внутренний, и внешний спрос на сельскохозяйственные продукты во время войны быстро рос, и процветание вер­нулось в сельское хозяйство. За исключением кризи­са 1948—1949 гг., середина и конец 40-х годов были временем наивысшего процветания для американс­ких фермеров. Затем в 1950-е годы стало очевидным медленное, но устойчивое падение, и сельское хозяй­ство стало снова сталкиваться с трудностями.

Но в 1970-е годы цены на сельскохозяйственную продукцию и доходы фермеров вновь очень сильно возросли. Основная причина состояла в резком уве­личении экспорта. В основе этого экспортного бума лежал ряд факторов. В мировом масштабе, и осо­бенно в Западной Европе и Японии, быстро'росли доходы. Но большинство стран имело мало или вообще не имело избыточных производственных мощностей в сельском хозяйстве; действительно, многие страны уже были крупными импортерами продовольственных товаров. Следовательно, боль­шая часть возросшего спроса на продовольствие и сырье приходилась на американскую продукцию. Кроме того, вследствие низких урожаев в ряде стран повысился спрос на американские продукты пита­ния. Наконец, американский сельскохозяйственный экспорт получил дополнительный стимул в резуль­тате обесценения доллара в международной торгов­ле. То есть доллар в пересчете на другие валюты стал менее дорогим, что сделало американские то­вары, включая продукцию фермерских хозяйств, бо­лее дешевыми для иностранных покупателей. Од­ним словом, все эти факторы в соединении с доволь­но резким ростом доходов внутри страны сильно повысили спрос на сельскохозяйственную продук­цию, цены на нее и доходы фермеров.

В начале 1980-х годов эта картина совершенно внезапно изменилась. Многие силы, которые вызва­ли экспортный бум 1970-х годов, по существу, стали действовать в обратном направлении, порождая "урожай отчаяния". Во-первых, ряд других промышленно развитых стран перешел к политике нара­щивания объемов производства сельскохозяйствен­ной продукции, и многие страны стали сами обес­печивать себя ею. Например, западноевропейские страны — члены Общего рынка за период с середи­ны 1970-х до середины 1980-х годов превратились из крупных импортеров в крупных экспортеров зерна. Во-вторых, многие из менее развитых стран были вынуждены ограничить свои закупки американских сельскохозяйственных продуктов, с тем чтобы осу­ществить платежи по процентам и основной сумме больших внешних долгов. В-третьих, международ­ная стоимость доллара повысилась, что сделало наши сельскохозяйственные продукты более доро­гими для иностранцев и. вызвало сокращение их закупок. В результате внутренней ограничительной макроэкономической политики, рассчитанной на то, чтобы остановить рост инфляции, резко повысились реальные процентные ставки, что затруднило для многих фермеров финансирование своей деятельно­сти и получение прибыли. Хотя эти весьма неблаго­приятные обстоятельства к концу 1980-х годов ис­чезли, экономические перспективы аграрного секто­ра остаются проблематичными.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту