рефераты по менеджменту

Мой идеал менеджера

Страница
4

Ричард и Морис просто не умели мыслить масштабами современной экономики. Их вполне устраивали те 100 тысяч долларов, которые удавалось зарабатывать в год. Вкладывать свою душу в расширение бизнеса они абсолютно не стремились. Но Рэймонд, зарабатывавший на своих миксерах за целый год лишь порядка 12 тысяч, несмотря на все имевшиеся у него признаки законченного неудачника, мыслил совершенно иными категориями. .[1,6]

"В тот день я почувствовал себя эдаким современным Ньютоном, которого шарахнуло по голове здоровенной картофелиной с айдахского огорода", - заметил Крок в своей автобиографии. Целую ночь, проведенную в мотеле, бизнесмен раздумывал над увиденным и понял, наконец, что это тот самый шанс, которого он ждал всю свою не слишком удачную жизнь. Теперь жизнь должна была пойти по-иному. .[1,6]

Крок договорился с братьями об участии в развитии бизнеса и вложил в него свои собственные скромные средства. Это был чрезвычайно рискованный шаг. Неудача оставила бы его нищим буквально на самом пороге надвигающейся старости. Подняться еще раз пожилой бизнесмен уже не сумел бы. .[1,6]

Не успев еще толком ничего приобрести посредством своего нового бизнеса, Крок сразу начал терять. Прежде всего, он потерял жену. "Верная спутница жизни" решила, очевидно, что дела в их семье развиваются по принципу "седина в бороду, бес в ребро". Страстное увлечение Рэймонда системой фаст-фуда она приняла в штыки. Отношения стали ухудшаться, и в 1961 г. супруги расстались после 39 лет совместной жизни. У Крока остались одни лишь его гамбургеры. Зато они, как верные друзья, скрасили жизнь бизнесмена, разменявшего седьмой десяток. Бизнес быстро развивался и начинал приносить свои плоды. В 1955 г. Крок открыл свой первый ресторан в Иллинойсе, где лично присматривал за кухней. К 1958 г. было продано в общей сложности 79 франшиз, дающих право различного рода предпринимателям на открытие ресторанов McDonald's. В 1961 г. он уже выкупил все дело у братьев Макдональд за 2,7 млн. долларов. В 1968 г. быстро развивающаяся сеть открыла свой тысячный ресторан. .[1,6]

Естественно, Крок никогда не смог бы столь быстро разбогатеть, если бы просто открывал рестораны за свой счет. Его главное открытие состояло в эффективном использовании системы франчайзинга - одного из ключевых и наиболее интересных явлений в бизнесе ХХ века. Суть системы состоит в том, что владелец некой торговой марки передает за соответствующее вознаграждение право на ее использование различным фирмам (как правило, представителям малого бизнеса). Те получают, таким образом, целый комплекс преимуществ. .[1,6]

Во-первых, их продукт сразу же приобретает хорошую репутацию, связанную с применением уже известного потребителю брэнда. Во-вторых, они, как правило, снабжаются из единого центра стандартными полуфабрикатами, за поставку которых отвечает франшизер (т.е. продавец прав). .[1,6]

В-третьих, франшизер берет на себя обучение персонала, контроль за качеством и обеспечение широкомасштабной маркетинговой кампании (включая рекламу) по всей стране, а то и по всему миру. Получает существенные выгоды и сам продавец прав. Он подключает к развитию бизнеса огромный совокупный капитал сотен и тысяч мелких предпринимателей. За свой собственный счет он не смог бы развиваться столь быстрыми темпами. Кроме того, при использовании механизма франчайзинга возникает сочетание преимуществ крупного и мелкого бизнеса. Масштабность операций, стандартизация производства и использование большого совокупного капитала сочетаются с традиционными плюсами, которые имеются у каждой семейной фирмы, где хозяин может лично присматривать за "лавочкой", не передоверяя дело менеджерам.Конечно, Крок не изобрел франчайзинг. Его использовали в США еще в XIX веке. Другое дело, что в 50-х гг. века ХХ в условиях становления общества массового потребления и общества массовых коммуникаций франчайзинг обрел такие возможности, каких у него не было никогда раньше. Крок сумел уловить дух времени и построить на этом весь свой новый бизнес. .[1,6]

Он активно продавал права на открытие ресторанов сети McDonald's и одновременно проводил работу по стандартизации приготовления пищи. Клиент мог быть теперь уверен, что получит стандартный гамбургер (по размеру, весу и содержанию питательных веществ) в любом ресторане сети независимо от того, в какой части страны он находится. Под Чикаго в конце 50-х гг. появилась даже специальная лаборатория по изучению методов оптимального приготовления жареного картофеля. Сеть McDonald's была далеко не единственной франчайзинговой сетью, начавшей быстро развиваться в 50-е гг. Просто она стала на сегодня самой известной и самой дорогой торговой маркой среди всех, используемых в данной хозяйственной сфере. Но по такому же пути пошли и многие другие организаторы широкомасштабного бизнеса: Burger King, Baskin-Robbins, Dunkin Donats. .[1,6]

Очень быстро система преодолела границы США и распространилась по всей мировой экономике. К тому же франчайзинг вышел за пределы фаст-фуда. Например, в гостиничном бизнесе по такому пути стала развиваться сеть отелей Holiday Inn. .[1,6]

Значение Крока для мирового бизнеса определяется не только тем, что он был одним из первых инициаторов распространения франчайзинга и наиболее успешным среди пионеров этого дела. Он подводил под систему фаст-фуд своеобразную философию, ставшую во многом философией общества массового потребления."Я верю в Бога, семью и McDonald's", - заявлял Крок. Вряд ли он когда-либо слышал про знаменитую триаду графа Уварова - "Самодержавие, православие, народность", но фактически бизнесмен адаптировал ее для американской действительности. Не знаю, можно ли считать фаст-фуд религиозным верованием американцев, но уж народность сети McDonald's трудно подвергнуть сомнению. .[1,6]

Миллионы и миллиарды гамбургеров заполонили страну, а затем и мир. Это был, по сути дела, метод фордовского конвейера, примененный в общепите, т.е. там, где, казалось бы, подобная практика никогда не сможет прижиться. Гамбургер с этого конвейера сходил столь же простым, стандартным и дешевым, каким некогда был первый массовый американский автомобиль. Плюсы были очевидны. Столь же очевидны оказались и минусы. Примитивность и эстетическая убогость знаменитой фордовской модели Т в полной мере передались гамбургерам из системы фаст-фуд. Японский писатель Харуки Мураками называл плоды деятельности компаний типа McDonald's пищевым мусором и был в общем-то недалек от истины. .[1,6]

Конечно, по сравнению с советским общепитом 70-80-х гг., гамбургер явно выигрывает, поскольку, потребляя его, ты можешь быть, по крайней мере, уверен в том, что в мясной фарш не добавляли туалетную бумагу. Но на фоне разнообразной и качественной кухни, характерной для ресторанов стран с рыночной экономикой, McDonald's выглядит чрезвычайно убого. Кроме того, бесконечное поглощение гамбургеров создает проблемы для здоровья. На фоне немецкого, чешского или шведского толстяка, жизнерадостно поглаживающего свое пивное брюшко, типичный американский толстяк - завсегдатай ресторанов фаст-фуд - обычно выглядит болезненным и депрессивным. .[1,6]

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту