рефераты по менеджменту

Менеджмент в малом бизнесе

Страница
1

Введение

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины "менеджмент", "менеджер", быстро и прочно вошли в нашу жизнь и наш словарный обиход, заменив такие термины, как "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор". Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин управление имеет более широкий смысл. Вообще," управление" - это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер. Но прежде чем говорить о менеджере и его функциях, надо ввести понятие "менеджмента". Этот термин пошел от американского management - управление. Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Это понятие более узкое и применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций. Если немного раскрыть определение "менеджмента", то мы увидим, что в него входит:

· изучение рынка (спроса, потребления), т.е. маркетинг и прогнозирование;

· производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью;

· управление персоналом, следовательно знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.

Основная функция менеджмента - это умение достигать поставленных целей.

Уровень менеджмента и квалификации персонала

Отличительная черта малого предпринимательства

Уровень менеджмента и квалификации кадров - ключевые факторы определяющие успех в бизнесе независимо от его масштабов. В малом бизнесе наличие квалифицированного персонала имеет особое значение. В небольшой фирме велика цена ошибок или неэффективной работы каждого, поскольку именно интенсивный труд, высокое качество работы, мобильность кадров и фирмы в целом являются конкурентными преимуществами малого бизнеса по сравнению со средним, а тем более крупным.

Состояние менеджмента в малом бизнесе.

Специфическая характеристика менеджмента в малом бизнесе, выступающая в качестве барьера для развития, - невысокий уровень специализации управленческих функций. Он приводит к необходимости «всем заниматься всем». Прежде всего это относится к первому лицу.

Данные опросов показывают(таблица №1) , что большинство руководителей, совмещая функции менеджера и собственника, держат под контролем финансы предприятия. Наряду с этим более 60% первых лиц занято управлением производственным процессом, а зачастую при необходимости подключаются напрямую к изготовлению продукции.

Таблица №1 Сферы профессиональной деятельности руководителей МП (в % от числа ответивших)

Сферы управленческой деятельности

Руководитель предприятия

Рук - ль службы сбыта/маркетинга

Зам.

Рук - ля по кадрам

Управление производственным процессом

61,8

17,1

15,2

Управление финансами

64,7

34,3

12,1

Управление коллективом

44,1

14,3

45,5

Управление реализацией продукции (маркетингом)

17,6

85,7

18,2

Оперативное управление

8,8

25,7

12,1

Стратегическое управление

52,9

14,3

3,0

Управление нововведениями

5,9

17,1

3,0

Повышение эффективности управления

23,5

8,6

3,0

Подготовка и повышение квалификации кадров

-

2,9

33,3

Делопроизводство

5,9

11,4

45,5

Разрешение конфликтных ситуаций в коллективе

-

-

15,2

Определение и оформление трудовых отношений с работниками

2,9

5,7

54,5

Более или менее специализированна управленческая функция по маркетингу, особенно при сопоставлении с кадровым менеджментом. Интересно, что на тех МП, где произошло выделение функции по управлению персоналом, в практической деятельности этих менеджеров она вовсе не доминирует. Около 55% руководителей кадровых служб/ заместителей руководителя по кадрам указали, что они занимаются определением и оформлением трудовых отношений с работниками и управлением коллективом, а всего 1/3 - подготовкой и повышением квалификации кадров, то есть своими непосредственными функциональными обязанностями.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту