рефераты по менеджменту

Малый бизнес

Страница
1

Характерные черты малого бизнеса.

В современный период перехода от плановойэкономики к рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей высоко монополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Развитие малого и среднего бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес — это скелет, ось современной экономики, то все многообразие среднего и мелкого предпринимательства — мышцы, живая ткань хозяйственного организма. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.

Развитие малого и среднего бизнеса несет в себе множество важных преимуществ:

• увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса — главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;

• рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

• селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;

• создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

• трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);

• подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;

• разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);

• косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса нередко вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);

• ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

• мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование (например, малый бизнес мобилизует небольшие сбережения граждан, не склонных прибегать к услугам банковской системы, но готовых вкладывать деньги в собственное предприятие; при этом владельцы стремятся экономить и пускать капитал в оборот, даже если их доход невелик);

• снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений (например, в США у компаний с числом занятых менее 100 чел. продажи на доллар активов больше, чем у крупных компаний, не только в таких отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая торговля, но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности);

• улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь — для беднейших слоев, составляющих большинство населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

Объективности ради, необходимо отметить, что экономический риск в сфере малого предпринимательства, как правило, выше и «жизненный цикл» малых предприятий обычно короче, чем крупных компаний. Даже в благополучных промышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают целый ряд характерных трудностей.

Так, малые фирмы чаще всего проигрывают крупным в борьбе за кредиты. Банки отказывают малым фирмам в ссудах, а если и дают, то под высокие проценты, что ведет к росту себестоимости продукции и затрудняет модернизацию производства из-за недостатка средств. Небольшие фирмы хуже крупных справляются с экспортными и валютными операциями, маркетингом (как в части изучения спроса на свою продукцию, так и проведения рекламных кампаний). Они чаще испытывают недостаток в квалифицированной рабочей силе и более чувствительны к состоянию экономической среды: если в связи с инфляцией уровень издержек опережает уровень доходов, фирма неизбежно терпит крах. Серьезную проблему для малых фирм представляет планирование деятельности. Лишь часть из них осуществляет производственное планирование и еще меньше — стратегическое.

Вот почему даже в странах со стабильной экономикой в сфере малого бизнеса наблюдается активное движение. Многие фирмы не выдерживают конкуренции и прекращают свою деятельность. К примеру, в США в 1980-е гг. на каждую из 618 тыс. закрытых или разорившихся фирм приходилось более 7 тыс. вновь образованных или перешедших в форму корпораций.

В России, экономику которой непрестанно «лихорадит», этот процесс идет еще активней. Каждый год десятки тысяч малых предприятий прекращают свою деятельность, а еще большее число фирм продолжает существовать только в статистических отчетах. Так, из 285 тыс. фермерских хозяйств только около 30 тыс. в конце 1994 г. по-настоящему укоренились. Правда, положительной чертой этого процесса можно считать повышение шансов более жизнестойких предприятий.

Бытует ошибочное мнение, будто малое предприятие — это особая организация, основанная на специфической форме собственности. На самом деле вся специфика сводится к масштабам производства или оказания услуг.

В развитых странах основными критериями отнесения предприятий к малым являются объемы хозяйственного оборота и численность работников.

Причем термин «малый бизнес» принят в основном в англоязычных странах, а в Японии и Западной Европе чаще пользуются термином «мелкие и средние предприятия».

Администрация по делам малого бизнеса США относит к малым предприятиям, которые находятся в независимом владении и управлении, не занимают господствующего положения в отрасли и нанимают не более 500 чел.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту