рефераты по менеджменту

Влияние типологических особенностей темперамента на стиль руководства гостиничного хозяйства

Страница
12

Под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений.

Все определения стилей управления сводятся к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, то есть стиль – это система постоянно применяемых методов руководства.

Стиль и метод руководства существует в определенном единстве. Стиль представляет собой форму реализации методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными, субъективно – психологическими характеристиками.

Каждому из сложившихся методов руководства адекватен определенный стиль управления. Каждый метод для своей реализации нуждается в личностях, обладающих вполне определенными качествами. Кроме того метод управления является, более подвижным и чувствительным к новым потребностям в сфере управленческих решений, чем стиль руководства.

Стиль, как явление производственного порядка, в определенной мере, отстает от развития и совершенствования методов управления, и в связи с этом может выступать с ним в противоречия. То есть, вследствие определенной автономизации стиль руководства в качестве отражения устаревших методов управления может привносить в них новые, более прогрессивные элементы.

Менеджер с присущим только ему стилем руководства и своей деятельности используют различные методы управления экономические, организационно – административные (распорядительные), социально – психологические.

Матрица иллюстрирует взаимосвязь между стилями руководства и методами управления.

Методы управления

Стили управления

Автократический

Демократический

Либеральный

Экономические

+ +

+ +

+ + +

Организационно-распорядительные

+ + +

+ +

+

Социально – психологические

+

+

+

Число знаков «+», характеризует степень предпочтительности методов

Автократический стиль управления - явно тяготеет к организационно- распорядительным методам, более ярко выражающим императив власти, принуждение. Даже экономические методы, такой руководитель больше подчиняет распорядительным отношениям, чем экономическим оценкам целесообразности. Социально – психологические методы не развиты, и для этого нет оснований. Психологические контакты с коллективом развиты очень мало.

Либеральный стиль руководства существенно тяготеет к социально – психологическим методам управления возможно даже в ущерб правам и ответственности. Экономический метод, также оказывается, деформирован, поскольку экономические рычаги и стимулы больше подчинены психологическим контактам, чем экономическим результатам. Наибольшие потенциальные возможности использовании методов управления у демократического стиля управления.

Стиль руководства явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решений, именно данной личности. Регламентируется стиль личными качествами менеджера.

Впервые вопросы о стилях руководства был рассмотрен К. Левином, который выделил три стиля руководства:

1. Авторитарный ( автократический ).

2. Демократический.

3. Либеральный (анархический, попустительский).

Для авторитарного (автократического) стиля – характерна централизация власти в руках одного руководителя, требующего, чтобы о всех делах докладывали только ему. Стилю присуще ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными.

Такой менеджер единолично принимает (или отменяет) решения, не давая возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, часто резок с людьми. Всегда что - не будь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит.

Иными словами, основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд.

Для автократа характерны догматизм и стереотипность мышления. Все новое воспринимается им с осторожностью или вообще не воспринимается, так как в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же методами. То есть вся власть сосредоточенна в руках руководителя автократа. Даже размещения людей в процессе проведения совещаний подчинено его идеологии. Это создает напряженную обстановку, так как в этом случае желали бы избежать тесного контакта с таким менеджером.

Место руководителя автократического стиля.

Руководитель становится автократом тогда, когда он по своим качествам стоит ниже людей, которыми руководит, или если его подчиненные имеют слишком низкую общую и профессиональную структуру.

Место руководителя демократа при проведении деловых совещаний.

Сравнительная характеристика авторитарного и демократического стилей руководства.

Характеристики

Стили руководства

Авторитарный

(директивный)

Демократический

«Кредо» принцип

Руководитель – повели-тель, руководимый – подчиненный.

Руководитель – коорди-натор, руководимый – партнер.

Авторитет

По должности (форма-льный)  

По работе (реальный)

Степень организован-ности

Детальная организация исполнения работ

Гибкие организацион-ные рамки исполнения работ

Вид решения

Единоличные решения

Коллегиальные решения

Виды распоряжений

Приказ

Просьба

Делегирование полно-мочий

Делегируются только исполнительские задачи и ответственность за них

Делегируется общая задача и общая ответст-венность

Вид контроля

Контроль исполнения

Контроль результата.

Данный стиль не стимулирует подчиненных, а наоборот, часто наказуем автократом, что делает невозможным высокой эффективности работы организации. Под началом автократа не принято работать, ибо увольнение «неугодных» является делом его управленческой деятельности.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту