рефераты по менеджменту

Инновационный менеджмент

Страница
8

Разность между будущей стоимостью и текущей стоимостью называется дисконтом.

Коэффициенты дисконтирования рассчитываются по формуле сложных процентов:

at=(1+I)tp ,

где I — процентная ставка, выраженная десятичной дробью (норматив дисконтирования);

tp — год приведения затрат и результатов (расчетный год);

t — год, затраты и результаты которого приводятся к расчетному.

При условии приведения к году начала реализации инноваций имеем tp=0 и, следовательно,

При положительной величине нормы процента на капитал i коэффициент дисконтирования всегда меньше единицы (в противном случае деньги сегодня стоили бы меньше, чем деньги завтра).

Метод начисления по сложным про­центам заключается в том, что в первом периоде начис­ление производится на первоначальную сумму кредита, затем она суммируется с начисленными процентами и в каждом последующем периоде проценты начисляются на уже наращенную сумму. Таким образом база для на­числения процентов постоянно меняется. Иногда дан­ный метод называют «процент на процент».

Чем ниже ставка процента и меньше период време­ни t, тем выше современная величина будущих доходов.

С помощью дисконтирования опре­деляется чистая текущая стоимость проекта. Чистую текущую стоимость называют также «чистым приведенным доходом» (W).

Общее правило при принятии решения таково: ин­новации следует осуществлять, если ожидаемый уро­вень дохода на капитал не ниже (или равен) рыночной ставки процента по ссудам. Процент выполняет важнейшую роль в решении задачи эффективного распределения ресурсов в рыночном хозяйстве, — выборе наиболее доходного из возможных инновационных решений. Сравнение уровня дохода на капитал с процентной ставкой — это один из способов обоснования эффек­тивности инноваций.

Кроме чистого приведенного дохода, для отбора ин­новационных проектов используют и другие показатели: срок окупаемости (Ток); период окупаемости (Пок) внутреннюю норму доходности (Вд); рентабельность (R).

Метод перечня критериев. Суть метода отбора инвестиционных проектов с помощью перечня критериев заключается в следующем: рассматривается соответствие проекта каждому из установленных критериев и по каждому критерию дается оценка проекту. Метод позволяет увидеть все достоинства и недостатки проекта и гарантирует, что ни один из критериев, которые необходимо принять во внимание не будет забыт, даже если возникнут трудности с первоначальной оценкой.

Критерии, необходимые для оценки инвестиционных проектов, могут различаться в зависимости от конкретных особенностей организации, ее отраслевой принадлежности и стратегической направленности. При составлении перечня критериев необходимо использовать лишь те из них, которые вытекают непосредственно из целей, стратегии и задач организации, ее ориентации долгосрочных планов. Проекты, получающие высокую оценку с позиции одних целей, стратегий и задач, могут не получить ее с точки зрения других.

Основными критериями для оценки инвестиционных проектов являются:

1. Цели организации, стратегия, политика и ценности.

— Совместимость проекта с текущей стратегией организации и долгосрочным планом.

— Оправданность изменений в стратегии организации (в случае, если этого требует принятие проекта).

— Соответствие проекта отношению организации к риску.

— Соответствие проекта отношению организации к нововведениям.

— Соответствие проекта требованиям организации с учетом временного аспекта (долгосрочный или кратко срочный проект).

— Соответствие проекта потенциалу роста организации.

— Устойчивость положения организации.

— Степень диверсификации организации (то есть количество отраслей, не имеющих производственной связи с основной отраслью, в которой осуществляет свою деятельность организация, и их доля в общем объеме ее производства), влияющая на устойчивость ее положения.

— Влияние больших финансовых затрат и отсрочки получения прибыли на современное состояние дел в организации.

— Влияние возможного отклонения времени, затрат и исполнения задач от запланированных, а также влияние неудачи проекта на состояние дел в организации.

2. Финансовые критерии

— Размер инвестиций (вложения в производство, вложения в маркетинг; для проектов НИОКР затраты на проведение исследования и стоимость развития, если исследование успешно).

— Потенциальный годовой размер прибыли.

— Ожидаемая норма чистой прибыли.

— Соответствие проекта критериям экономической эффективности капиталовложений, принятым в организации.

— Стартовые затраты на осуществление проекта.

— Предполагаемое время, по истечении которого данный проект начнет приносить расходов и доходов.

— Наличие финансов в нужные моменты времени.

— Влияние принятия данного проекта на другие проекты, требующие финансовых средств.

— Необходимость привлечения заемного капитала (кредитов) для финансирования проекта, и его доля в инвестициях.

— I0.Финансовый риск, связанный с осуществлением проекта.

— Стабильность поступления доходов от проекта (обеспечивает ли проект устойчивое повышение темпов роста доходов фирмы, или доход от года к году будет колебаться).

— Период времени, через который начнется выпуск продукции (услуг), а, следовательно, возмещение капитальных затрат.

— Возможности использования налогового законодательства (налоговых льгот).

— Фондоотдача, то есть отношение среднего годового валового дохода, полученного от проекта, к капитальным затратам (чем выше уровень фондоотдач и, тем ниже в общих расходах организации доля постоянных издержек, не зависящих от изменения загрузки производственных мощностей, а, следовательно, тем меньше будут убытки в случае ухудшения экономической конъюнктуры; если уровень фондоотдачи в данной организации ниже среднеотраслевого, то в случае кризиса у нее больше шансов разориться одной из первых).

— Оптимальность структуры затрат на продукт, заложенный в проекте (использование наиболее дешевых и легко доступных производственных ресурсов).

3. Научно-технические критерии (для проектов НИОКР)

— Вероятность технического успеха.

— Патентная чистота (не нарушено ли патентное право кого-либо из патентодержателей).

— Уникальность продукции (отсутствие аналогов).

— Наличие научно-технических ресурсов, необходимых для осуществления проекта.

— Соответствие проекта стратегии НИОКР в организации.

— Стоимость и время разработки.

— Возможные будущие разработки продукта и будущие применения новой генерируемой технологии.

— Воздействие на другие проекты.

— Патентоспособность (возможна ли защита проекта патентом)

— Потребности в услугах консультативных фирм или размещении внешних заказов на НИОКР.

4. Производственные критерии

— Необходимость технологических нововведений для осуществления проекта.

— Соответствие проекта имеющимся производственным мощностям (будет ли поддерживаться высокий уровень использования имеющихся в наличии производственных мощностей или с принятием проекта резко возрастут накладные расходы).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту