рефераты по менеджменту

Бюджетное устройство

Страница
5

Срок действия утвержденного бюджета называется бюджетным годом; в нашей стране он определен в двенадцать месяцев и совпадает с календарным годом (с первого января по тридцать первое декабря).

Впервые в дореволюционной России бюджетный год, равный календарному, был установлен Указом Петра I с первого января 1700 года, что в последствии было подтверждено постановлением СНК от двадцать третьего декабря 1919 года. И лишь с 1922 года по 1930 год бюджетный год в России приравнивался к сельскохозяйственному (с первого октября по тридцатое сентября).

В основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для бюджетного устройства Российской Федерации: единства, полноты, реальности, гласности, достоверности, адресности, самостоятельности всех бюджетов…

Вместе с тем для бюджетного процесса характерны и некоторые другие принципы.

Так, распределение полномочий в бюджетном процессе основано на принципе разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей. В соответствии с этим принципом составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов к функциям органов представительной власти.

Всем без исключения стадиям бюджетного процесса свойственен принцип специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов бюджетной системы по источникам, а расходов – по целевому их направлению. Принцип специализации бюджетных показателей реализуется через бюджетную классификацию, систематизированную группировку доходов и расходов бюджетов по однородным признакам. Бюджетная классификация оформляется специальным юридическим актом.

Для бюджетного процесса характерен и принцип ежегодности, выражающийся ежегодном повторении его стадий. Разработка и принятие бюджетов на больший или меньший период времени не нарушает принципа ежегодности бюджета и бюджетного процесса, так как годовые бюджеты принимаются в любом случае.

Участниками бюджетного процесса являются:

- Президент страны;

- органы законодательной (представительной) власти;

- органы исполнительной власти;

- органы денежно – кредитного регулирования;

- органы государственного и муниципального финансового контроля;

- государственные внебюджетные фонды;

- главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

- иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

- бюджетные учреждения;

- государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств;

- кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:

- Президент Российской Федерации;

- Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

- Правительство Российской Федерации,

- Министерство финансов Российской Федерации;

- Федеральное казначейство;

- органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;

- Банк России;

- Счетная палата Российской Федерации;

- государственные внебюджетные фонды;

- главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

иные органы.

Главным распорядителем средств федерального бюджета является орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета является орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета. Полномочия главных распорядителей предусмотрены статьей 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Бюджетный федерализм

Как и любая система межбюджетных взаимоотношений, бюджетный федерализм должен обеспечи­вать территориальную справедливость, экономическую эффективность и политическую стабильность.

В рамках концепции бюджетного федерализма территориальная справедливость - это соответствие предоставляемых субъектами федерации услуг возло­женному на граждан налоговому бремени при соблю­дении на всей территории страны общенациональных социальных гарантий и стандартов; экономическая эффективность - рациональное использование ресур­сов национальной бюджетной системы органами вла­сти и управления всех уровней; политическая стабиль­ность - предотвращение возникновения конфликтов между центром и регионами по поводу распределения бюджетных ресурсов.

Как правило, эти цели не могут достигаться одно­временно. Стремление к территориальной справедли­вости обычно сдерживает рост экономической эффективности, а сохранение политической стабильности - препятствует им обоим. Однако концепция бюджетно­го федерализма позволяет найти между ними компро­мисс, который в наибольшей степени отвечал бы инте­ресам и ожиданиям общества в тот или иной период

Основными принципами бюджетного федера­лизма являются:

ü равноправие субъектов федерации в их налого­вых и бюджетных взаимоотношениях с федеральным центром;

ü самостоятельность бюджетов разных уровней;

ü законодательное разграничение бюджетной от­ветственности и расходных полномочий между орга­нами власти и управления разных уровней;

ü соответствие финансовых ресурсов каждого уровня бюджетной системы закрепленным за ним функциям;

ü основанные на объективных критериях меха­низмы предоставления регионам финансовой помо­щи и территориального перераспределения бюджет­ных ресурсов;

ü наличие оговоренных в законодательстве тре­бований и процедур по поиску взаимоприемлемых ре­шений по налоговым и бюджетным вопросам.

Равноправие субъектов федерации имеет два ас­пекта, Во-первых, субъекты федерации - равноправная сторона взаимоотношений, в том числе бюджетных, с федерацией. В отличие от унитарных государств, в федерации нет административного соподчинения региональных властей центральным: и те и другие на­делены властными полномочиями непосредственно населением и потому в рамках своей компетенции са­мостоятельно выполняют возложенные на них функ­ции. Во-вторых, субъекты федерации равноправны по отношению друг к другу. Это предполагает использо­вание единых принципов и механизмов разграниче­ния предметов ведения и полномочий в налогово-бюджетной сфере. Недопустимы как предоставление на индивидуальной основе льгот и привилегий отдель­ным субъектам федерации, так и дискриминация тех или иных регионов. Это не значит, что из общего бюд­жетного режима не могут быть сделаны те или иные исключения, но все они должны базироваться на со­блюдении общих для всех регионов критериев, усло­вий и процедур.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту