рефераты по менеджменту

Формы взаимодействия крупных и малых предприятий

Страница
2

В первую очередь речь идет о таких льготах, как стабилизационная оговорка, свободное ценообразование и свободная амортизационная политики СП. Коммерческие организации с иностранными инвестициями, ориентируясь на гарантированные законодательством льготы, пытались игнорировать изменения законодательства, ухудшающие их положение и условия деятельности, ограничивающие их ценовую и амортизационную политику. Однако после того, как СП проиграли в хозяйственных судах Республики Беларусь ряд исков со стороны налоговых, таможенных органов, комитета цен в связи с непереходом СП на новую систему налогообложения, неполучением специальных разрешений (лицензий) и т.д., большинство предприятий с иностранными инвестициями в настоящее время предпочитает ориентироваться на четко установленные законодательством РБ льготы (льготный порядок налогообложения, безлицензионный экспорт продукции собственного производства и др.) и игнорировать прочие.

В целом же проблема правового статуса и гарантий прав иностранных инвесторов остается центральной во взаимоотношениях СП и государства.

С другой стороны, предприятия с иностранными инвестициями, получая налоговые и таможенные льготы, оказываются на внутреннем рынке Республики Беларусь в привилегированном положении. Это нарушает условия конкуренции в пользу предприятий с иностранными инвестициями, которые изначально обладают более высокой конкурентоспособностью благодаря использованию иностранных технологий.

В результате возникает ряд проблем, характерных для данного правового режима. Во-первых, создаются так называемые фиктивные предприятия с иностранными инвестициями: национальные компании для получения льготного налогового режима инвестируют собственные средства, получившие статус иностранного капитала.

Во-вторых, льготный режим, действующий в отношении предприятия с иностранными инвестициями, создают СП дополнительные, "искусственные'' конкурентные преимущества. Например, льготы по налогу на прибыль, позволяют предприятиям с иностранными инвестициями аккумулировать на 24 % больше ресурсов по сравнению с аналогичными национальными компаниями либо дают возможность снижать цену продукции, что в условиях преобладающей на внутреннем рынке Республики Беларусь ценовой конкуренции также обеспечивают СП существенные преимущества.

Среди проблем, возникающих в отношениях "СП - иностранный партнер" можно выделить следующие.

Первый комплекс проблем – это проблемы, связанные с формированием уставного фонда.

Как правило, в СП из-за границы поступают технологии производства, оборудование с высоким уровнем морального износа. Это обусловлено целым рядом причин. Во-первых, поскольку технологии являются для любой компании стратегически важным видом ресурса, их утрата создает реальную угрозу конкурентоспособности, и поскольку в СП кроме иностранного инвестора присутствует местная компания — потенциальный конкурент, получение СП новейших технологий и орудий производства является скорее исключением.

Во-вторых, в зарубежных странах продолжают существовать ограничения на вывоз из страны современных технологий и оборудования, установлена процедура одобрения их экспорта уполномоченными органами.

В-третьих, современные теории миграции капитала, в частности, теория жизненного цикла продукта Р. Вернона, теория технологического разрыва М. Познера объясняют механизм межстранового трансфера технологий следующим образом. На начальном этапе жизненного цикла технологии существует низкая эластичность спроса на продукцию по цене, достаточная степень свободы производителя в варьировании факторами производства и дизайном продукции. В этот период существует также потребность в непосредственных контактах производителя с потребителями, поставщиками и конкурентами. Продукция производится на внутреннем рынке, потребности других стран удовлетворяются за счет экспорта.

Следующая стадия характеризуется превращением нового продукта в зрелый, а технологии производства из новейшей в новую. Формирование основных стандартов производства открывает возможности наращивания выпуска и экономии на масштабах производства. Давление конкурентов также заставляет предприятие рационализировать структуру издержек. По мере роста спроса (главным образом в развитых странах) предприятие перемещает производство в страны со сходным уровнем развития, обеспечивая экономию на издержках производства.

Третья стадия жизненного цикла – производство стандартизированной продукции – характеризуется низкими барьерами для вступления на рынок, основной упор делается на ценовую конкуренцию. Необходимость в высококвалифицированной рабочей силе и развитой промышленной среде снижается, и производство, а вместе с ним и производственные ресурсы, технологии передаются в развивающиеся страны, которые могут обеспечить необходимые конкурентные преимущества (дешевые факторы производства) и объем производства, удовлетворяющий мировой спрос.

Наряду с проблемой ввоза морально устаревших технологий существует и проблема оценки вклада в уставный фонд СП иностранными и национальными инвесторами. В данном случае, как правило, происходит завышение стоимости вклада иностранного инвестора и недооценка вклада национального партнера. В результате иностранный инвестор получает дополнительные преимущества при распределении прибыли и полномочий управления СП. Причиной появления этой проблемы является дисбаланс экономической силы партнеров по СП: иностранный инвестор имеет возможность завысить свой вклад, поскольку он обладает большим коммерческим опытом и значимость его вклада для СП выше.

Проблемы в отношениях между партнерами по СП, как правило, связаны с распределением результатов деятельности СП. В первую очередь следует отметить проблему трансфертного ценообразования. Международная корпорация применяет трансфертное ценообразования с целью максимизации доходности своих зарубежных инвестиций. Она стремится завысить стоимость материалов, комплектующих, которые она поставляет в СП, либо занизить стоимость готовой продукции, которую она приобретает у СП. В результате у нее появляются так называемые нераспределяемые доходы – это прибыль материнской компании, полученная от СП до распределения в форме дивидендов. Для того чтобы обеспечить дополнительный источник прибыли компания закрепляет выгодные для себя положения в учредительных документах: фиксирует в договоре о создании СП цену продукции СП, поставляемой иностранному партнеру, а также стоимости сырья и полуфабрикатов, поставляемых в СП иностранным партнером.

В учредительных документах, соглашениях между СП и партнерами могут вводиться ограничения деятельности СП в таких ключевых областях, как рынки сбыта продукции, масштабы самостоятельных НИОКР, поставщики факторов производства и компонентов продукции СП. Вследствие этого эффективность функционирования СП снижается.

Еще одной важной проблемой является сохранение баланса конкурентоспособности между партнерами по СП – доступ иностранных предприятий-конкурентов к стратегическим ресурсам национальных предприятий, и, как следствие, снижение конкурентоспособности национального партнера.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту