рефераты по менеджменту

Управление изменениями в организации(гештальт-подход)

Страница
3

Э. Невис (2002), Й. Ферхланд, Е.Ротгерс-Ферхланд (1997-1999) описывают первую стадию ("наблюдение, сбор данных") как сбор информации консультантом совместно с заказчиком о том, что происходит в организации. Необходимо специально отметить несколько важных положений, касающихся этой стадии:

Реальность организации множественна. Она складывается из реальностей каждого участника, взаимоотношений между ними, реальностей подсистем и т.д. . Например, продавцы считают специальное обслуживание клиента капиталовложением, приносящим доход, бухгалтеры - считают это лишь дополнительной статьей расхода, увеличивающей стоимость товара, а инженеры могут считать это лишним и даже вредным. Индивиды, находящиеся в одних и тех же организационных условиях, переживают разные варианты реальности.

На конструирование реальности влияет язык, культурное происхождение, ценностные ориентации, стиль обучения и особенности образования, профессиональный статус или положение в рабочей группе, особенности биографии, возраст, пол и др факторы.

С одной стороны необходимо очертить территорию, на которой собираются факты, а с другой стороны, понимать, что это часть реальности.

В гештальт-подходе консультант работает с феноменологией, то есть с видимыми, наблюдаемыми фактами, а не интерпретациями или оценками.

Имеют значение не только объективные показатели (структура, отчеты, и др.), то есть результаты наблюдения внешних фактов, но и субъективные данные (чувства, мечты, фантазии) как участников системы, так и самого консультанта.

Концептуализация (сознавание, формирование фигуры). (Признание)

Р. Морер (2002) пишет о признании важности отдельных фактов и складывании их в определенную картину проблемы. Признание проблемы должно охватить как можно большее число сотрудников организации, особенно тех, от которых зависит проведение изменения.

На уровне рабочих систем (организаций): сознавание строится на поиске, обобществлении и генерировании информации, необходимой для решения текущих задач, поддержания целостности группы и др.

Мы можем усиливать сознавание через активный, направленный, ориентированный и сосредоточенный процесс, или через поиск открытый, ненаправленный и неориентированный( сознавание направленное и ненаправленное).

Деятельность консультанта направлена: на создание условий для наиболее полного обмена информацией, на содействие поведению, которое стимулирует генерирование новых знаний, интерес к себе, другим и окружению.

Итак, для консультанта фокусом работы на этом этапе является организация таких мероприятий, которые позволили бы системе пройти путь от наблюдения и сбора сырых данных, через процесс выбора некоторых данных, возведения вокруг них границы и придание значения этому взятому в границы целому. Происходит формирование фигуры изменения. Фигура - нечто представляющее интерес.

Группировка фактов в определенную фигуру - это не абсолют, а выбор, сделанный в определенных условиях в определенное время.

Возможны три варианта работы с данными в сложных системах:

1. Упрощение реальности (обрезание своего сознавания)

2. Попытка упорядочивания в хаосе данных (создание карты: взаимосвязи, взаимозависимости, блоки и др.).

3. Постоянное получение обратной связи от системы (составленная карта верна только для определенного момента).

Важно, чтобы выделенная фигура имела обобществленный характер, была общей для членов, участников системы. Тогда каждый способен и готов внести свой вклад в общее дело.

Формирование яркой общей фигуры изменения повышает энергетический уровень с системе.

Итак, в НАЧАЛЕ процесса изменений наиболее важным является рассмотрение почвы, фона, сознавание того, что есть в настоящее время. Такое сознавание позволяет создать основание, фундамент для изменений и определить возможные точки, направления для приложения сил (фигуру изменения).

Ролевая модель консультанта на стадии оценивания, работающего в гештальт-подходе, отличается от моделей консультантов других моделей консультирования. Рассмотрим следующие модели консультирования (цит. По Й. Ферхланд, Е. Ротгерс-Ферхланд, 1997-1999):

1. Покупка экспертизы.

Клиент "передает" консультанту-эксперту свою проблему, аналогично тому, как владелец автомобиля поручает разобраться в неполадках механику. Клиент сообщает жалобы на работу автомобиля (например, на "какой-то шум") и оставляет автомобиль механику. Механик осматривает автомобиль, находит причину шума, решает проблему, используя причинную модель (например, меняет какой-то износившийся механизм на новый). Все! Клиент может ехать на исправленном автомобиле.

Такая модель консультирования может быть эффективна при работе с техническими системами (например, замена устаревшего программного обеспечения, установка новой системы бухучета и др.)

2. "Врач - пациент"

Пациент (система-клиент) называет симптомы, свидетельствующие о каком-то заболевании (боль, нарушения сна и др.). На основании проведенных анализов, психологического тестирования ставится диагноз (какое это заболевание). На основании поставленного диагноза предписывается лечение.

Консультант отождествляет себя с врачом и должен исходить из следующих допущений:

1. Он правильно идентифицировал болевую точку.

2. Система-клиент готов и способен обеспечить консультанту необходимую информацию.

3. Система-клиент готов согласиться с поставленным диагнозом и принять предложенную терапию.

Если хотя бы одно из условий не выполнено - модель обречена на неудачу. В худшем случае лечение симптоматическое, в лучшем - системное.

В приведенных выше моделях консультирования отсутствует ОБУЧЕНИЕ системы-клиента решению собственных проблем, проведению изменений.

3. "Процесс-консультирование". (Гештальт-консультанты работают в этой ролевой модели)

Процесс-консультирование предполагает совместное участие консультанта и системы-клиента в диагностике. Консультант и клиент - партнеры по диагностике и решению проблем. Но проблемы - это проблемы не консультанта , а клиента. Ответственность за их решение - на клиенте.

В своей деятельности процесс-консультант отправляется от следующих посылок:

1. Клиент не знает точно, в чем заключаются проблемы и где их искать. Клиент знает, что что-то не так и ожидает, что консультант поможет ему более конкретно очертить проблемную зону.

2. Большинство клиентов не знает, какой вид помощи доступен и насколько он соответствует ситуации.

3. Только сами клиенты знают, какие именно меры коррекции действительно будут работать.

4. Участие клиента в процессе решения проблемы не только приведет к решению, но и обогатит систему-клиента навыками решения проблем (поможет увеличить его самостоятельность).

5. Консультант не навязывает шагов, он выжидает, когда они сами проявятся. Консультант вживается в систему, стремится почувствовать ее.

"Эксперт и врач" и "процесс-консультант" - это две существенно различные ролевые модели для консультанта.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту