Таблица № 3.
|
Предприятие | % |
|
Частные предприятия | 27,4 |
|
Товарищества | 23,6 |
|
Кооперативы | 23,1 |
|
Государственные и муниципальные предприятия | 8,3 |
|
Акционерные | 5,2 |
|
Иные | 12,2 |
К числу негативных моментов в развитии малых предприятий этого периода относятся свертывание в капиталоемких и наукоемких отраслях, развитие и укрепление позиций теневой экономики.
Шестой этап начинается с 1995 г. К этому времени практически были исчерпаны возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Малые предприятия прекратили свое существование.
В экономике прослеживается тенденция к концентрации и централизации капиталов. Нерентабельные малые предприятия не выдерживают конкуренции со средними и крупными предприятиями и свертывают свою деятельность.
На замедление роста малых предприятий повлияло и завершение перерегистрации малых предприятий, в ходе которой они принимали новые организационные формы или просто ликвидировались.
Таблица № 4.
Динамика развития малых предприятий,
1991 – 1997 г.г.(на конец года)
| Год | Всего малых предприятий, тыс. | Темпы роста числа малых предприятий, % |
| 1991 | 268 | 100 |
| 1992 | 560 | 209 |
| 1993 | 865 | 154 |
| 1994 | 896,9 | 104 |
| 1995 | 877,3 | 98 |
| 1996 | 829,4 | 95 |
| 1997 | 837,9 | 101 |
В настоящее время на долю постоянно занятых в секторе малого предпринимательства приходится около 13 % от общей численности экономически активного населения. Сейчас сектор предпринимательства не в состоянии давать новые рабочие места. Для этого требуются существенные изменения в политике государства по отношению к малому предпринимательству.
Экономические преобразования, происходящие в мировом хозяйстве, опыт разукрупнения хозяйственных структур и разгосударствления, смены централизованных методов управления на рыночные показывают, что малый бизнес не знает себе равных по приспособляемости и способности оживить экономику, вывести ее из кризиса и обеспечить индивидуальный подход к потребителю товаров и услуг. Опыт развития малого бизнеса развитых зарубежных стран необходимо использовать, однако, он должен быть адаптирован к особенностям российской экономики. В нашей стране предприятия малого бизнеса целесообразно концентрировать в наиболее необходимых потребителю сферах: производство продуктов питания, товаров народного потребления, строительных материалов, бытовое обслуживание, строительство жилья.
Таблица № 5.
Основные показатели работы промышленных предприятий.
(численность работающих до 200 человек)
|
Отрасль | Кол-во предприятий | Удельный вес в общем кол-ве предприятий, % | Объем продукции в ценах 1991г., млн. руб. | Удельный вес в общем объеме продукции, % |
| Всего в РФ | 10778 | 48,0 | 56908 | 5,2 |
| Электро- Энергетика | 51 | 20,0 | 210 | 0,5 |
| Топливная промышлен-ность | 121 | 27,0 | 317 | 0,4 |
| Черная металлургия | 52 | 23,6 | 292 | 0,5 |
| Цветная металлургия | 30 | 12,6 | 550 | 0,8 |
| Химическая и нефтехими-ческая промышлен-ность | 136 | 22,3 | 984 | 1,2 |
| Машино-строение Металлоо-бработка | 1256 | 25,5 | 3825 | 1,4 |
| Лесная и целлюлозно-бумажная промышлен-ность | 2066 | 54,0 | 3926 | 6,4 |
| Промышлен-ность и строймате-риалы | 933 | 44,8 | 3195 | 9,5 |
| Стекольная промышлен-ность | 32 | 21,0 | 84 | 1,9 |
| Легкая промышлен-ность | 809 | 36,9 | 3958 | 2,1 |
| Пищевая промышлен-ность | 31181 | 64,8 | 31424 | 21,5 |
| Микробио-логия | 7 | 15,6 | 37 | 1,7 |
| Медицинская промышлен-ность | 11 | 4,8 | 37 | 0,5 |