рефераты по менеджменту

Совершенствование организации труда руководителя органа госуправления

Страница
6

2.Форме управленческих отношений на руководителей линейных (административных) и функциональных. Линейные (административные) руководители образуют (создают) орган или систему органов государственного или муниципального управления территориального образования, назначают на должность работников и освобождают от нее, выносят поощрения работникам за достигнутые успехи в работе и взыскания за допущенные ими недостатки в ней и т.п. К линейным (административным) руководителям относятся: главы администраций территориальных образований, министры, начальники отделов и управлений отраслевой и межотраслевой компетенции, председатели комитетов по вопросам руководства аппаратом комитета. Основными обязанностями линейных (административных) руководителей являются: подбор и расстановка кадров; определение обязанностей, прав и ответственности подчиненных работников; планирование, организация, контроль, учет, оценка, регулирование и координирование труда этих работников; поддержание на высоком уровне трудовой и производственной дисциплины. Образно говоря, линейный (административный) руководитель определяет, «что делать» подчиненным ему работникам и «как делать» порученную им работу. Такой характер руководства осуществляется, как ранее отмечалось, при линейном типе схемы организационной структуры управления, применяемом на нижних ступенях управления — в органе (отделе) отраслевой или межотраслевой компетенции, не имеющем структурных подразделений и состоящем из небольшого количества работников. На более высоком уровне управления, например, на уровне руководства администрацией территориального образования, глава администрации является линейным (административным) руководителем. По своему административно-финансовому комплексу управления он выполняет все четыре основные функции социального управления: планирует, организует, контролирует и учитывает, регулирует и координирует работу непосредственно подчиненных ему структурных подразделений и органов управления территориального образования. По другим комплексам он выполняет только две основные функции социального управления: планирование и организация. Функция планирования выполняется главой администрации при утверждении планов работы органов управления территориального образования и положения о каждом органе, в котором указаны функции органа, являющиеся постоянным планом работы органа. Глава администрации выполняет и функцию организации работы администрации, так как он образует администрацию и утверждает порядок организации ее работы в виде Регламента работы администрации. Функции контроля и учета, а также регулирования и координирования он делегирует своим заместителям и управляющему делами администрации, которые являются функциональными руководителями администрации. Функциональными руководителями являются также руководители структурных подразделений администрации, которым глава администрации делегировал полномочия по выполнению вспомогательных функций, обеспечивающих деятельность администрации. К функциональным руководителям относятся, как уже ранее указывалось, председатель правительства и его заместители1, а также заместители руководителей органов государственного и муниципального управления и руководители структурных подразделений этих органов, председатели комитетов (по вопросам межотраслевого регулирования и координирования).[10]

4. Стилю руководства на руководителей автократов, демократов и либералов. Руководитель с автократическим (директивным) стилем сосредоточивает полномочия у себя, полностью беря на себя всю ответственность, стремится сам решать не только главные, важные проблемы деятельности органа управления, но и второстепенные, мелкие вопросы. Руководитель-автократ стремится к подчинению работников по своей воле, не терпит возражений и не считается с мнением других людей, постоянно вмешивается в работу подчиненных, жестко контролирует их действия, не допуская отклонений от своих указаний. Активность и инициативность со стороны подчиненных таким руководителем не поощряется. Он навязывает подчиненным свое мнение даже в тех случаях, когда сам недостаточно знаком с существом дела. В общении с подчиненными руководитель с автократическим стилем, как правило, приказывает, никогда не просит, часто делает замечания и выговоры подчиненным, требует формального соблюдения дисциплины и беспрекословного подчинения. Следует иметь в виду, что в отдельных случаях может быть оправдан автократический стиль руководства, например в коллективах, состоящих из малоквалифицированных и малоинициативных работников, привыкших к пассивному выполнению указаний. В этом руководителю приходится брать всю ответственность на себя и своей волей активизировать деятельность подчиненных. При этом необходимо учитывать, что систематическое применение автократического стиля порождает в конечном итоге у подчиненных определенные личностные черты, такие как пассивность, приспособленчество и соглашательство, характеризующиеся негибкостью ума и бедностью идей, склонностью к чувству личной неполноценности, неуверенности в себе. Все это происходит от того, что сосредоточив всю власть в своих руках, руководитель-автократ единолично принимает решения, жестко определяя всю деятельность подчиненных, не давая им возможности проявить инициативу.

Руководитель-демократ разделяет ответственность с подчиненными, обсуждая с ними служебные дела на основе равноправного обмена мнениями. В решении порученных подчиненным вопросов такой руководитель предоставляет им самостоятельность, соразмерную их квалификации и выполняемым обязанностям. Тому способствует коллегиальное обсуждение возникших проблем, стремление руководителя разъяснить исполнителям необходимость и потребность в принятии решения, пробудить и поддержать их инициативу, оставляя за собой право окончательного решения, хотя может и не воспользоваться им.

Поощряя инициативу подчиненных и подчеркивая свое уважение к ним, он дает поручения не в форме приказа, а в виде просьбы, предложения, совета, разъясняя и убеждая исполнителя в необходимости выполнения поручаемой работы. Контроль за деятельностью подчиненных руководитель-демократ осуществляет не единолично, а с привлечением членов коллектива, не уходя от ответственности ни за собственные ошибки, ни за ошибочные решения исполнителей. Желание учитывать мнение подчиненных возникает, как правило, не ввиду отсутствия собственного мнения или стремления разделить ответственность с подчиненными, а от уверенности в том, что при соответствующем уровне организации обсуждения проблемы может быть найдено оптимальное ее решение. Постоянно информируя подчиненных о состоянии дел и перспективах развития коллектива, руководитель-демократ облегчает задачу мобилизации подчиненных на выполнение поставленным перед ними задач, ориентируясь на возможности подчиненных, на их естественное стремление к самовыражению посредством реализации интеллектуального и профессионального потенциала подчиненных. Демократический стиль руководства способствует созданию атмосферы сотрудничества и доверия в коллективе, в котором работники чувствуют свою значимость и ответственность в решении задач.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту