рефераты по менеджменту

Пять трактатов о восхождении к лучшей жизни

Страница
4

Украина, другие постсоветские страны в последние годы присоединились к этому всемирному движению. Вместе с тем, вызывает озабоченность тот факт, что под социальной ответственностью для бизнеса здесь понимают, преимущественно, осуществление благотворительных акций. В этой связи актуальным является вопрос о роли и месте в системе корпоративной социальной ответственности (КСО) организаций бизнеса. Понятно, что и коммерческие компании занимаются благотворительностью. Однако, не в этом их социальная миссия. Коммерческие компании должны каждодневно выполнять свои прямые социальные обязанности, а именно: удовлетворять заинтересованные стороны, прежде всего потребителей и собственный персонал. Минимизировав при этом негативное воздействие на окружающую природную среду, что является уже не целью, а ограничением на их деятельность. И отчисляя в соответствии с законодательством налоги в госбюджет для решения общегосударственных социальных проблем: обеспечения обороноспособности и внутреннего порядка государства, развития образования, культуры и здравоохранения, поддержки нетрудоспособного населения и т.п. Можно сказать, что для компаний в КСО благотворительность – это масло, социальная направленность основной профессиональной деятельности – это хлеб.

Трудно также согласиться с распространенным мнением, что КСО - это только то, что выше установленных норм. Решение социальных вопросов внутри регуляторных норм – это тоже часть КСО. И именно эта часть соответствует широко употребляемому термину «социальная ответственность». В свою очередь, для определения деятельности компаний выше или вне установленных норм такие термины, как «социально ответственное отношение» и «социальная активность» более адекватны, чем «социальная ответственность», которая ассоциируется с ответственностью уголовной или административной. Для компаний все, что затрагивает интересы социума, будь-то ниже регуляторных норм, на уровне этих норм либо выше норм, на мой взгляд, должно рассматриваться, как КСО (социально ответственное отношение, с соответствующей оценкой).

Можно представить себе шкалу, в которой выполнение норм соответствует «нулю», все, что ниже - зоне со знаком «минус», а выше либо вне норм - со знаком «плюс». Те компании, которые находятся в зоне «минус» - не выполняют требования безопасности, превышают нормы в части загрязнения природной среды и т.п. - должны нести ответственность, как «социально безответственные», как нарушители закона. В свою очередь, компании, которые находятся в зоне со знаком «плюс» - характеризуются повышенной социальной активностью и заслуживают поощрения со стороны общества.

В общем виде КСО, в расширенном ее понимании, можно представить в виде пирамиды. Каждая компания обязана выполнять, прежде всего, все! требования, связанные с безопасностью потребителей, сотрудников, окружающей среды; без этого она в принципе не имеет права на существование. Так как в бизнесе любая компания создается для производства товаров и/или услуг с целью удовлетворения потребителей, она должна постоянно обеспечивать их качество в соответствии с действующими нормами и своими обязательствами. Также каждая компания должна соблюдать нормы и правила социального обеспечения, социальной защиты и платить своевременно и в полном объеме налоги. И только на этой основе естественно и правомерно говорить о превышении норм и правил по безопасности, качеству, социальному обеспечению, социальной защите и, тем более, о проведении благотворительных акций.

Естественно возникает вопрос: - А в состоянии ли систематически и полнокровно удовлетворять заинтересованные стороны те компании, которые еле влачат существование? Думаю, что ответ однозначный - нет. И очевидно, что таким компаниям для надлежащего выполнения социальной миссии необходимо как можно быстрее повысить у себя уровень совершенства и, как следствие, конкурентоспособности.

Как отмечает Еврокомиссия, Корпоративную социальную ответственность нельзя отделить от стратегии и оперативной деятельности бизнеса: речь идет об интеграции заботы об окружающей среде и обществе в стратегию и операционную деятельность бизнеса.

По сути, социальная ответственность – это философия компаний, характеризующая их отношение к обществу, к его социальным проблемам. Эта философия должна найти отражение в миссии и видении компаний. Однако, только заявить о своей приверженности решению социальных проблем явно недостаточно. Необходимо эту приверженность демонстрировать на практике постоянно, монотонно изо дня в день. При этом, если компания взяла на себя обязательства в части перевыполнения норм законодательства (что предусмотрено КСО в нынешней трактовке), то априори все нормы по всем объектам КСО должны быть полностью выполнены. И здесь принципиальным становится вовлечение в процессы КСО каждого сотрудника компании в его каждодневной деятельности, а не только сотрудников PR-службы. А это уже связано с необходимостью иметь системные средства для ежедневного эффективного управления компанией по всем объектам принятых обязательств. Нужна современная многоцелевая система менеджмента.

КСО, как система, определена совокупностью международных стандартов, которые устанавливают как общие требования, так и требования к отдельным ее составляющим. Международный стандарт ISO 26000 (утверждение ожидается в конце 2010 года) является самым «верхним» в системе стандартов, обеспечивающих социальную ответственность всех сторон: бизнеса, власти, работодателей, профсоюзов, потребителей, общественных организаций. Именно в этом стандарте предусмотрены все стороны, на «поддержание» которых направлен данный стандарт. И, прежде всего, это: «потребители», «трудящиеся» и «окружающая природная среда». Однако, стандарт ISO 26000 не является стандартом требований. Он не предназначен для оценки и подтверждения соответствия, в том числе сертификации. Этот стандарт определяет философию всеобщей социальной ответственности, самые общие установки.

Стандарты ISO 9000, OHSAS 18000 и ISO 14000 устанавливают требования к целевым системам менеджмента: «менеджмента качества», «менеджмента профессиональной безопасности» и «экологического менеджмента». То есть, они устанавливают требования к системам менеджмента тех объектов, которые предусмотрены стандартом ISO 26000. Стандарты ISO 9000, OHSAS 18000, ISO 14000 предназначены для оценки и подтверждения соответствия, в частности для сертификации.

Стандарт SA 8000 – это особый стандарт, который в отличие от стандартов ISO 9000, OHSAS 18000, ISO 14000 устанавливает требования не к системе менеджмента, а к целевым параметрам социальной ответственности, характеризующим блок «трудящиеся». Этот стандарт фактически увязал стандарт ISO 26000 в части объекта «трудящиеся» со стандартом OHSAS 18000, установившего требования к системе менеджмента производственной безопасности. И это вполне логично. Однако, возникал вопрос: а где же стандарты, связывающие ISO 26000 в части «потребителей» со стандартом ISO 9000 «менеджмент качества», а также ISO 26000 в части «экологии» со стандартом на систему экологического менеджмента (ISO 14000)?

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту