рефераты по менеджменту

Инновационная восприимчивость предприятия

Страница
2

Коммерческий успех инновации определяется двумя основными факторами: возможностью внедрения инновационной идеи в производство и тиражирования нового продукта в необходимых масштабах; соответствием новинки потребностям участников рынка. Возможность внедрения и тиражирования инновационной идеи — есть суть показателя инновационной восприимчивости предприятия, тогда как соответствие новинки запросам рынка, составляющая коммерческого успеха, есть отражение коммерческой эффективности деятельности инновационного предприятия, его рыночного потенциала.

Анализ инновационного потенциала каждого предприятия должен зависеть от соотношения основных составляющих и включать исследование таких факторов, как: наличие ресурсов для инновационной деятельности, а также их распределение в организации; способность реагировать на новаторские действия конкурентов и принимать во внимание тенденции развития отраслей, где она функционирует; способность менеджмента анализировать технологическую среду бизнеса; структурные и социокультурные особенности компании, влияющие на характер предпринимательского поведения, способность руководства принимать решения по реализации предпринимательских инициатив. Источник [2] вводит понятие инновационного аудита предприятия. Инновационный аудит связанных с нововведениями ресурсов и их распределением в корпоративной системе включает анализ объемов финансирования НИОКР в абсолютном измерении, а также оценку по таким параметрам, как: доля расходов на НИОКР в объеме продаж, соотношение со средними показателями затрат на НИОКР по группе основных конкурентов, уровень расходов на исследования и разработки, а также в целом на инновационную деятельность по сравнению с главным конкурентом и др.

Не менее важным является анализ научного потенциала: концентрация в фирме знаний и навыков научного и инженерного персонала, наличие специалистов по маркетингу, а также сосредоточение технологических компетенций в хозяйственных подразделениях.

Величина инновационного потенциала оказывает влияние на оценку инвестиционной эффективности инновационных проектов на существующих предприятиях, планирование стартового капитала предприятия, в том числе на обоснование потребных сторонних венчурных инвестиций, обоснования плановых балансов и счетов прибылей и убытков предприятия при составлении бизнес-плана венчурного предприятия, что, как указано в [9], является особо важными вопросами для привлечения инвесторов для осуществления инновационных проектов.

Таким образом, можно предложить следующий вариант определения термина «инновационный потенциал», отражающий его структурные составляющие. Инновационный потенциал — это характеристика предприятия, выявляемая в результате инновационного аудита, отражающая обеспеченность предприятия научными кадрами и высококвалифицированными специалистами (научный потенциал предприятия), восприимчивость предприятия к инновациям из вне и возможность реализации новшеств в производстве или организационной структуре (инновативность), рыночный потенциал которых удовлетворяет собственника предприятия.

Понятие «инновация» впервые появилось в исследованиях культурологов и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В процессе совершенствования традиционных укладов жизни стали изучаться закономерности технических, технологических, организационных, экономических и других инноваций. В настоящее время является актуальным изучение инновации с экономической точки зрения.

Понятие «инновация». Австрийский экономист И. Шумпетер в работе «Теория экономического развития» (1911 г.) ввел в научный оборот термин «инновация» и впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии (т. е. вопросы инновации), дав полное описание инновационного процесса. Й. Шумпетер выделял пять изменений в развитии:

1. Использование новой техники, технологических процессов, или нового рыночного обеспечения производства.

2. Внедрение продукции с новыми свойствами.

3. Использование нового сырья.

4. Изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении.

5. Появление новых рынков сбыта.

Сам термин «инновация» Й. Шумпетер стал использовать в 30-е гг. XX в. При этом под инновацией он понимал изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Согласно Й. Шумпетеру, инновация является главным источником прибыли: «прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций», «без развития нет прибыли, без прибыли нет развития» [8]. Й. Шумпетер определяет содержание и место экономической инновации в рамках производственной функции. Он отмечает, что «производственная функция . описывает количественное изменение продукта и воздействующих на него факторов. Если вместо суммы факторов мы изменим форму функции, то получим инновацию» [8].

Определение Й. Шумпетера не является исчерпывающим. В экономической литературе, как отечественной, так и зарубежной, существует множество трактовок понятия инновация, что свидетельствует об отсутствии общепризнанной терминологии в этой области. Зачастую авторы вкладывают в понятие «инновация» разный смысл.

Б. Твисс рассматривает инновацию как процесс передачи научного или технического знания «непосредственно в сферу нужд потребителя; продукт при этом превращается лишь в носителя технологии, и форма, которую он принимает, определяется только после увязки самой технологии и удовлетворяемой потребности» [7].

Более широкое толкование этого термина дает Оксфордский толковый словарь. В нем «инновация» (innovation) разъясняется следующим образом: «Любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего инноватор или его компания получают преимущество перед конкурентами. Используя патенты, добившийся успеха новатор может обеспечить временную монополию, хотя впоследствии конкуренты найдут способы выхода на выгодный рынок. Некоторые компании начинают выпуск новой продукции, ориентированной на сформировавшийся спрос, другие разрабатывают технологические новшества, создающие новые рынки» [9].

Довольно емкое объяснение термина «инновация» дано в Кратком словаре современных понятий и терминов под общей редакцией В. А. Макаренко: «Инновация (англ. innovation — нововведение, новшество; от лат. innovatio — возобновление, обновление) - 1) вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколении техники и технологии;

2) новая техника, технология, являющаяся результатом достижении научно-технического прогресса;

3) выработка, синтезирование новых идей, создание новых теорий и моделей, претворение их в жизнь; политические программы, имеющие, как правило, индивидуальный, неповторимый характер; 4) в языкознании — новообразование, относительно новое явление, преимущественно в морфологии» [10].

По определению, данному в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг.», инновация — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности [11].

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту