рефераты по менеджменту

Изучение зависимости мотивации от различных формальных факторов на примере конкретной фирмы

Страница
4

· Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями или критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов;

· Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга или в коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей;

· В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу «один за всех, все за одного» в трудных случаях коллектив «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения;

· Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей;

· Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться или новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность;

· Коллектив активен, полон энергии или пассивен, инертен;

· Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело или коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах;

· В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту или коллектив подразделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их;

· У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители или к похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно

Выявление в коллективе неформальных образований будет происходить только при помощи наблюдений за досугом персонала фирмы (обеденных перерывов, например). Мы постараемся выделить количество групп и причины их возникновения (общие интересы, увлечения, возможно, конфликты с другими группами), а также лидеров (самых активных участников, к мнению которых охотно прислушиваются другие).

Далее перед нами стоит задача изучить отношения «начальник-подчиненный». Вероятно, здесь нам не поможет простое наблюдение (мала вероятность того, что за короткое время нашего исследования мы сумеем получить полную картину данных коммуникаций). В таком случае мы решили провести еще один тест для сотрудников организации, в который будет включены следующие вопросы:

В каждой группе утверждений выберите наиболее пододящее:

1.

а. Центральное руководство требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему.

б. Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.

в. Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие.

2.

а. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит.

б. Приказывает так, что хочется выполнить.

в. Приказывать не умеет.

3.

а. Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами.

б. Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником.

в. Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей, помощников.

4.

а. Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу.

б. В работе не заинтересован, подходит к делу формально.

в. Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе.

5.

а. Наверно, он консервативен, так как боится нового.

б. Инициатива подчиненных руководителем не принимается.

в. Способствует тому, чтобы работали самостоятельно.

6.

а. На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней.

б. Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это.

в. Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.

7.

а. Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.

б. Ответственность распределяет между собой и подчиненными.

в. Руководитель единолично принимает решения или отменяет их.

8.

а. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.

б. Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю.

в. Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали.

9.

а. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными.

б. Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.

в. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.

10.

а. Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно.

б. В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие.

в. По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым.

11.

а. В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.

б. В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства.

в. Критические ситуации не изменяют способа его руководства.

12.

а. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.

б. Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим.

в. Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны.

13.

а. Пожалуй, он не очень требовательный человек.

б. Он требователен, но одновременно и справедлив.

в. О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым.

14.

а. Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных.

б. Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом.

в. Контролирует работу от случая к случаю.

15.

а. Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок.

б. Часто делает подчиненным замечания, выговоры.

в. Не может влиять на дисциплину.

16.

а. В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении.

б. С руководителем работать интересно.

в. Подчиненные предоставлены самим себе.

Здесь особенно важно, чтобы анкетирование было анонимным, поскольку наверняка не каждый захочет подписываться под своим недовольством действиями руководителя, ведь это может грозить увольнением.

После подсчета баллов за ответы мы определим, какой стиль руководства присутствует на фирме «Арт-Авто» (попустительский, директивный или коллегиальный).

Следующей нашей задачей является изучение политики мотивирования персонала. Здесь нам нужно опираться на мнение как руководителя, так и персонала. Мы думаем, для начала нам стоит переговорить с Павлом Сергеевичем на эту тему, расспросить его, какие условия созданы на предприятии для работы, какая система поощрений и наказаний существует (и существует ли), как вознаграждаются отличившиеся работники, проводятся ли какие-нибудь неформальные мероприятия (выезд за город, корпоративные вечеринки), как происходит продвижение по карьерной лестнице, предоставляются ли сотрудникам какие-либо особые возможности или привилегии, как вообще происходят коммуникации с рабочим коллективом (этот вопрос помоет нам в решении сразу двух задач), какие дополнительные стимулы к работе придают трудящимся. После этого мы проведем такой же опрос у рабочих фирмы и проведем еще одно небольшое анонимное анкетирование (возможно, мы просто соединим его с предыдущим опросником), в котором будут следующие вопросы:

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту