рефераты по менеджменту

Роль логистики компании в обеспечении качества продукции (услуг) и повышении конкурентоспособности

Страница
3

Верхний уровень, называемый «Корпоративное управление», отвечает за постановку финансовых целей компании и определение направлений использования прибыли компании.

Ниже располагается уровень «Стратегия», отвечающий за поиск бизнес-идей, целеполагание и установление базовых принципов деятельности компании, направленных на достижение финансовых целей. То есть это область стратегических замыслов и определения способов их достижения.

Далее идёт уровень «Организация бизнес-системы», который отвечает за построение процессов, политик и структур компании согласно выстроенной стратегии.

Следующий блок “Развитие бизнес-системы”, - это проекты совершенствования деятельности компании, переводящие её в новое состояние.

Самый нижний уровень «Эксплуатация бизнес-системы», - текущая операционная система компании, которая является следствием принятых на верхних уровнях решений (рис.1).

Рис. 1. Наиболее общая модель деятельности современной компании [2]

Из данной модели видно, что задачи логистики, связанные с организацией процессов, относятся к числу задач организации и развития бизнес-системы. Вернее, той ее части, которая называется операционной системой или бизнес-моделью.

Бизнес-моделью в современном менеджменте называют найденное (уникальное или заимствованное) сочетание ценностей внешней среды и внутренних возможностей компании, позволяющее генерировать доход. Иными словами, бизнес-модель – увиденные ценности плюс операционная система (подсистема) предприятия, способная их удовлетворить.

Операционную систему образует совокупность протекающих в бизнес-системе процессов, рождающих материальные, финансовые и информационные потоки. При детализированном рассмотрении, операционная система компании представляет собой совокупность основных бизнес- процессов, а также процессов управления и обеспечения.

Процессы изготовления продукции и оказания услуг называются «основными бизнес-процессами».

Для осуществления основных бизнес-процессов в организации необходимо наладить так называемые «процессы обеспечения». Примерами таких процессов являются ремонт оборудования, на котором изготавливается продукция, уборка помещений и т.п.

Для успешной реализации операционной деятельности компании необходимо наладить процессы управления. Примерами таких процессов являются процессы планирования производства, бюджетирование, маркетинговые исследования, управление персоналом и управление качеством (рис.2).

Рис. 2. Операционная система компании в виде системы процессов

Операционная система компании активно взаимодействует с внешней средой: от поставщиков в компанию идут материалы и информация, на основе которых изготавливается продукция или предоставляются услуги. Продукция и услуги поступают к потребителям, с которыми компания также активно обменивается информацией. Компания оплачивает материалы поставщикам, а потребители, в свою очередь, оплачивают продукцию и услуги компании. Все эти взаимодействия рождают материальные информационные и финансовые потоки, от эффективности организации которых зависит успешность компании.

Критерием успешности (операционной эффективности) операционной системы являются такие финансовые показатели, как прибыль от продаж (EBITDA), рентабельность активов (return on assets, ROA), свободный денежный поток (free cash flow, FCF).

Надо отметить, что операционная система сама не может существенно управлять своей эффективностью – она лишь эксплуатирует те организационные решения, которые были заложены в нее в результате деятельности системы развития (см. рис. 1).

Таким образом, можно говорить о выявленной пятой составляющей качества продукции или услуг, - это качество организации деятельности компании, создающей данную продукцию или оказывающей услуги.

Чтобы выявить взаимосвязь логистики компании с качеством производимой этой компанией продукции (оказываемых услуг), необходимо дать ответ на вопросы: на какие из выявленных пяти составляющих качества влияет логистика компании? Влияет ли логистика на уровень затрат (издержек) компании, о которых было сказано в самом начале статьи? Так как уменьшение издержек ведёт к уменьшению стоимости товара (услуги). А это, в свою очередь, повышает конкурентоспособность компании.

1. Функциональность - набор функций продукта или услуги (в т.ч. уровень инновационности и спектр услуг послепродажного сервиса). Функциональность самого продукта скорее лежит вне области действия логистики, так как функциональность закладывается во время маркетинговых исследований и последующего проектирования продукта. Но функциональность и качество исполнения послепродажного (логистического) сервиса [7] традиционно относится к области логистики, а хорошая организация этих процессов существенно сказывается на удовлетворенности потребителей.

2. Соответствие продукта (услуги) требованиям спецификации и другим нормативам, лишь частично лежит в области действия логистики. Производственные процессы отличает от логистических то, что в них происходит преобразование ресурсов в готовую продукцию, изменение их функциональности, контроль соблюдения требований технических условий (ТУ) и спецификаций. Организация материальных и информационных потоков, так же как и организация производственной среды естественно влияет на выполнение этих требований, но скорее это влияние можно отнести к 5-ой составляющей (качество организации деятельности компании, стандарты и лучшие практики).

3. Качество поставки продукта (услуги), это центральная составляющая качества, обеспечиваемая системой логистики на предприятии. Качество поставки зависит от многих факторов: закупки и снабжения [8] (закупочная логистика), планирование производства, потребностей в сырье и материалах (производственная логистика), организации хранения сырья, материалов и готовой продукции (складская логистика), организации и планировании доставки сырья, материалов и готовой продукции (транспортная логистика).

4. Качество взаимодействия с потребителем, лежит скорее вне области действия логистики, так как это элемент корпоративной культуры и технологий продаж. Однако, влияние организации процессов в этой области, особенно в части логистического сервиса можно отнести к сфере действия логистики.

5. Составляющая, характеризующая качество организации деятельности. В основу оптимизации производственно- логистической системы могут быть положены методы связанные с референтной моделью SCOR (Supply-Chain Operations Reference-model). Данная модель на сегодняшний день признается в качестве международного межотраслевого стандарта при планировании и управлении цепями поставок. Формализм SCOR основан на выделении пяти базисных бизнес-процессов верхнего уровня: Plan (планирование), Source (снабжение), Make (производство), Deliver (поставки готовой продукции), Return (обработка возвратов). Поддержка этого стандарта свидетельствует о зрелости логистических процессов компании и, следовательно, повышает доверие потребителя и её конкурентоспособность.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту