рефераты по менеджменту

Перспективы менеджмента качества

Страница
2

В первом случае, не удовлетворены базовые потребности, есть простые продукты (чай, сахар, обувь, одежда, телевизор и т. п.) и простые (базовые) требования к ним. Тогда управление качеством — это проблема отдела технического контроля. А конкуренция сводится исключительно к ценовой. То же самое, но подешевле. СМК же — это управление качеством для «новой» экономики.

Во втором случае существует огромное разнообразие товаров (услуг) и способов их предоставления (оказания). Конкуренция сегодня — это постоянная борьба за то, как предугадать требования клиента, какими свойствами (качеством!) должен обладать продукт, чтобы потребитель выбрал именно нас, как стать способным производить товар или оказывать услугу, отличающиеся от конкурента, как сделать это быстрей конкурента, что вообще нужно сделать, чтобы выиграть в конкурентной борьбе. «Новая» экономика ведет к новой модели конкуренции, которую характеризуют не только исключительная неоднородность свойств (качеств) товара с очень коротким жизненным циклом, но и в большей степени неоднородность фирм, способных производить все новые товары (услуги), умеющих динамично перестраивать свою деятельность! Тем самым, новая модель конкуренции фирм предполагает, что их руководители должны практически постоянно заниматься исключительно сложной задачей, которая на протяжении ХХ в. решалась не чаще чем раз в 20 лет, — обновлять бизнес-модели[5] своих компаний.

Поэтому в настоящее время на первый план «выходят» такие области менеджмента, как оргпроектирование (оргдизайн, оргразвитие) и контроллинг[6]. В число ключевых компетенций современных компаний входит необходимость точного понимания своего устройства, так как без этого невозможна их непрерывная перестройка[7]. Для решения новых задач требуются новые специалисты, в том числе специалисты по менеджменту качества, владеющие знаниями в области требований стандартов эффективной организации деятельности, вооруженные современными подходами и инструментами организационного менеджмента.

Отслеживая современные тенденции в управлении, авторы далее представляют видение того, над чем надо сконцентрировать внимание при решении задачи общего повышения качества российского менеджмента.

В настоящее время с большим трудом преодолевается отставание российских предприятий в области классических управленческих технологий. Сейчас только начинают осваиваться технологии управления индустриальной эпохи — технологии управления материальными и финансовыми ресурсами. Например, в области инфорационных технологий наиболее распространенной задачей является внедрение ERP-систем, которое на Западе стало общепринятым. В то же время в «новой» экономике, которую еще называют «экономикой знаний», фокус интересов достаточно быстро смещается в сторону нематериальных активов или интеллектуального капитала. Как утверждают аналитики Всемирного банка, только 5% национального богатства развитых государств составляют природные ресурсы, 18% — материальный, произведенный капитал, а около 77% составляют знания и умение ими распорядиться. То же самое относится и к корпорациям. Именно поэтому управление нематериальными ресурсами становится ведущей парадигмой менеджмента XXI века. Нельзя строить полноценную систему управления, если не имеешь средств контроля над наиболее существенной в настоящее время частью активов компании! Характерно, что перед западной экономикой стоят те же проблемы, что и перед российской: нет ни общепризнанных методологий, ни адекватных систем управления интеллектуальными активами. Здесь мы пока почти на равных — и это шанс для наших предприятий. Общая стратегия действий, направленных на повышение уровня менеджмента в России, может быть такой же, как и в промышленной политике: заимствуя и осваивая классические технологии управления, необходимо сосредоточиться на развитии новых — тех, которые обеспечивают прорыв.

В бывшем СССР в условиях централизации народного хозяйства развивались те области общей теории управления, которым в то время не придавалось большого значения в других индустриально развитых странах и которые стали исключительно актуальными сейчас. В первую очередь, это касается кибернетических подходов к управлению социально-техническими системами. Здесь есть школа. Здесь можно говорить о современных инструментах организационного менеджмента, инструментах управления корпоративной архитектурой, организационной моделью, являющейся основой оргпроектирования сегодня.

Дело в том, что системы моделирования предыдущего поколения не справляются со сложностью новых задач. Решение дает «онтологический инжиниринг», технологии управления знаниями, построение модели на основе точной системы понятий. Менеджмент приближается к точным наукам. Именно это и есть передний край современной науки под названием менеджмент.

Перейти на страницу номер:
 1  2 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту