рефераты по менеджменту

Бизнес-процессы в системе управления предприятием

Страница
3

Организация бизнеса на принципиально новой основе дает возможность решить ряд важнейших для конкурентного предприятия задач - от сокращения непроизводительных расходов и наиболее полного использования ресурсов на базе оптимальной организации работы до управления ассортиментом и ценообразованием выпускаемой продукции на основе полной, точной и своевременной информации в единой информационной системе предприятия [7]. Конструирование бизнеса, внедрение определенных технологий работы были и остаются уникальными творческими процессами. С той лишь разницей, что сегодня менеджеры, специалисты, занимаясь вопросами организации, функционирования и контроля деятельности компании, уделяют все большее внимание новым информационным технологиям.

Понятие “бизнес-процесс”, хотя и не получившее пока нормативного толкования, является наиболее часто употребляемым. Под ним подразумевается либо горизонтальная иерархия внутренних и зависимых между собой функциональных действий, конечной целью которых является выпуск продукции или отдельных ее компонентов, либо непрерывная серия задач, решение которых осуществляется в целях создания выхода (результата), либо связанный набор повторяемых действий (функций), которые преобразуют исходный материал и/или информацию в конечный продукт (услугу) в соответствии с предварительно установленными правилами. Для простоты названия всей структуры бизнес-процессов на предприятии существует понятие "бизнес-система", определяемое как связанное множество бизнес-процессов, конечной целью которых является выпуск продукции. Следует отметить, что под продукцией в данном контексте понимается любой выход (результат): товары, услуги, а иногда и документы, которые рассматриваются, очевидно, как носители полезного свойства (ГОСТы, сертификаты и т.п.) или информации, хотя в классификации продукции они пока отсутствуют [7]. В этом контексте представляет интерес Монография Г.Н. Калянова [38] “Теория и практика реорганизации бизнес-процессов”, в которой автор рассматривает актуальные теоретические и практические вопросы реорганизации бизнес-процессов современных предприятий и учреждений. Предлагается методология и комплекс методик реорганизации, позволяющих проводить формализированное исследование бизнес-процессов предприятий, осуществлять их проектирование, тестирование и верификацию, а также оценку качества. Анализируются основные требования к инструментальным программным системам поддержки реорганизации бизнес-процессов. Потенциально существуют огромные преимущества от более глубокого понимания и большей ориентации в сторону управления бизнес-процессами. Например, в этих обстоятельствах координация работы должна стать намного более эффективной, поскольку работа перетекает из отдела в отдел с меньшим количеством ошибок и требования клиента удовлетворяются с первого раза и вовремя. Знание о покупателях улучшается, обычно очень значительно, конфликты между отделами уменьшаются, так же как и задержки между различными этапами процесса. Бизнес-процессы предприятия разрабатываются и исследуются не сами по себе, а в рамках создания и использования в текущей деятельности предприятия его бизнес-моделей.

Бизнес-модель предприятия — это совокупность графических и текстовых описаний, позволяющих понимать, а в случае использования электронных средств динамического моделирования имитировать процесс управления предприятием. Обычно бизнес-модель формируется в целях усовершенствования процесса управления, когда руководство понимает, что предприятие должно перейти на новую ступень развития, например повысить качество производимой продукции или оказываемых услуг, выйти на внешний рынок и т. п. Наиболее подходящим средством, обеспечивающим качественный рост предприятия, может стать новая интегрированная информационная система управления предприятием. Идеально, когда такая система содержит в себе встроенные средства динамического моделирования деятельности предприятия, позволяющие:· визуализировать деятельность предприятия, обеспечив руководству возможность правильно оценить имеющиеся недостатки и отыскать источники потенциала и направления усовершенствования;

сократить время настройки ИСУ под специфические особенности предприятия;

отобразить и зафиксировать в готовом для последующего развертывания виде варианты реализации ИСУ, каждый из которых может быть выбран при переходе на очередную ступень развития предприятия.

Иными словами, бизнес-модель является отображением предприятия и его информационно-управляющей системы. Без бизнес-модели вы не сможете построить действительно интегрированную и “всеобъемлющую” ИСУ. Именно при создании бизнес-модели формируется “язык общения” консультантов, разработчиков, пользователей и руководителей предприятия, позволяющий выработать единое представление о том, ЧТО и КАК должна делать система управления предприятия (“корпоративная система управления”).

Ошибочно полагать, что бизнес-модель — это просто комплект документов, описывающий только бизнес-процессы предприятия. На самом деле в основе бизнес-модели всегда лежат бизнес-цели предприятия, по большому счету полностью определяющие состав всех базовых компонентов бизнес-модели (см. рис. 1.4):

бизнес-функции, описывающие, ЧТО делает бизнес;

бизнес-процессы, описывающие, КАК предприятие выполняет свои бизнес-функции;

организационная структура, определяющая, ГДЕ исполняются бизнес-функции и бизнес-процессы;

фазы, определяющие, КОГДА (в какой последовательности) должны быть внедрены те или иные бизнес-функции;

роли, определяющие, КТО исполняет бизнес-процессы;

правила, определяющие связь между ЧТО, КАК, ГДЕ, КОГДА и КТО.

Тем не менее описание бизнес-процессов, как наиболее трудоемкая и чреватая многими ошибками задача, нуждается в конкретной методологической платформе.

Рис. 1.4. Типовая бизнес-модель предприятия

Поэтому существует наиболее устоявшийся перечень атрибутов, которые модель бизнес-процессов должна описывать на изобразительном уровне, а именно:

воздействия, инициирующие каждый шаг бизнес-процесса;

исполнители каждого шага (это могут быть как люди, так и программы и механизмы);

воздействия, регламентирующие данный шаг (законодательные акты, рыночные условия и т. п.);

результат, получаемый на выходе конкретного шага бизнес-процесса.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту