рефераты по менеджменту

Принципы менеджмента

Страница
3

Себестоимость продукции является важнейшим показателем, характеризующим эффективность работы предприятия. В себестоимости находят отражение качественные изменения в технике, технологии, организации труда и производство. Выступая в роли важнейшего экономического инструмента измерения уровня издержек производства, себестоимость продукции служит исходной базой формирования цен, прибыли, всех финансовых показателей работы предприятия. Планирование себестоимости и затрат необходимо для выявления резервов роста рентабельности производства, выбора и обоснования наиболее эффективных направлений капитальных вложений, определения оптимальных вариантов специализации производства на предприятии и внедрения новой техники; установления экономически оправданных границ повышения качества продукции[10].

Многочисленные затраты, формирующие себестоимость продукции, в практике планирования и учета классифицируются по экономически элементам и статьям калькуляции. Перечень этих элементов и статей представляет собой состав себестоимости продукции. Структура же себестоимости продукции - это соотношение этих элементов и статей между собой, выраженное в процентах к общему итогу.

Классификация по экономическим элементам используется для определения и поддержания оптимального соотношения между первородными экономическими затратами, живым и овеществленным трудом, соотношения потребляемых ресурсов, увязки и взаимосвязи различных разделов бизнес-плана, плана (программы) развития отрасли[11].

Экономические элементы затрат - это экономически первородные, более неделимые, нерасщепляемые затраты. Статьи калькуляции, наоборот, состоят из разнородных в экономическом смысле затрат. Каждая статья калькуляции включает все экономические элементы затрат.

Классификация затрат на себестоимость продукции по статьям калькуляции позволяет выявить конкретный объект и место осуществления затрат, определить себестоимость единицы продукции, прибыль, рентабельность продукции и производства.

Состав себестоимости по экономическим элементам затрат (смета затрат на производство) представлена ниже:

Сырье и основные материалы.

Вспомогательные материалы.

Топливо со стороны.

Энергия со стороны.

Заработная плата всех работников.

Начисления на заработную плату.

Амортизация.

Прочие денежные расходы.

Статьи калькуляции в наиболее обобщенном виде представляют:

Сырье и основные материалы за вычетом годных отходов.

Вспомогательные материалы.

Топливо на технологические цели.

Энергия на технологические цели.

Заработная плата рабочих основного производства.

Начисления на заработную плату.

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.

Цеховые расходы. Итого цеховая себестоимость

Общезаводские расходы. Итого производственная себестоимость

Внепроизводственные (коммерческие) расходы. Всего полная (коммерческая) себестоимость.

Структура себестоимости нацеливает на необходимость акцентирования внимания на те затраты, которые являются превалирующими. Так в отраслях пищевой промышленности основное внимание должно быть нацелено на всемерное снижение затрат на сырьевые ресурсы, стремясь, разумеется, сокращать и остальные затраты.

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции[12].

Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

Снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости. Успех борьбы за снижение себестоимости решает, прежде всего, рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате. Например, проведение организационно-технических мероприятий с соответствующим пересмотром норм выработки позволяет снижать себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы рабочих.

Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия[13].

Значительные резервы снижения себестоимости заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов.

В заключение данного вопроса отметим, что в состав себестоимости входят затраты по экономическим элементам и статьям калькуляции. Структура себестоимости представляет собой соотношение этих элементов и статей между собой, выраженное в процентах к общему итогу. Структура себестоимости позволяет акцентировать внимание на те затраты, которые являются доминирующими.

[1] Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. – 5-е изд. – Мн.: Новое знание, 2002. – 336с. – С.7.

[2] Там же. – С.55.

[3] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд.: Учебник. - М.: Гардарика, 1996. – С.47.

[4] Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. под ред. Л.Г.Зайцевой, М.И.Соколовой. - М.: Банки и биржи, Юнити, 1997. – С.87.

[5] Мельничук Д.Б. Семь граней стратегического управления предприятием. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. - № 5. – С.3-10. – С.4.

[6] Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. – 5-е изд. – Мн.: Новое знание, 2002. – 336с. – С.93.

[7] Там же. – С.102.

[8] Экономика предприятия. / Под редакцией проф. М.А. Сафронова.- М.: “Юристъ”, 1998. – 518с. – С.125.

[9] Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. – М.: Инфра – М, 1998. – 562с. – С.144.

[10] Там же. – С.148.

[11] Экономика предприятия. / Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. Е. М. Купрякова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 367с. – С.182.

[12] Там же. – С.185.

[13] Там же. – С.186.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту