рефераты по менеджменту

Система Качества как часть Системы Управления

Страница
2

Процесс, преобразуя объект труда, добавляет его стоимость. Каждый процесс включает определенным образом ресурсы, в том числе трудовые. На входе и выходе процесса, а также в различных фазах процесса могут проводиться измерения. Требования к системам качества в соответствии со стандартами ИСО 9000 могут быть применены ко всем четырем категориям продукции. Пожалуй, важнейшим моментом ИСО 9000 является то, что требования к системам качества по существу одни и те же для всех общих категорий продукции, различаться могут лишь детали административного построения и управления системами да терминология.

На Рис. 2 представлены отношения поставщика с субпоставщиком и с потребителем в цепочке поставки продукции (любой из 4-х общих категорий). Следует учитывать, что потоки продукции и информации, отображенные на рисунке, также представляют собой процессы. Общее руководство качеством достигается через управление процессами в организации.

Управление процессом включает:

определение целей и желаемых результатов процесса;

определение необходимых ресурсов, в том числе трудовых, для выполнения процесса;

определение методов и средств выполнения процесса;

управление использованием ресурсов, которые выделены для осуществления данного процесса, включая мотивацию персонала;

наблюдение за ходом процесса, анализ результатов его выполнения и коррекция хода процесса.

Рис. 3 Потоки продукции и информации в цепочке поставки

ИСО 9000 рекомендует строить управление процессами по двум направлениям:

через структуру и работу самого процесса, внутри которого имеются потоки продукции и информации;

через качество продукции и информации, протекающих внутри структуры.

В ИСО 9000 предполагается, что каждая организация существует для выполнения работы по добавлению стоимости продукции. Работа выполняется посредством сети процессов. Структура этой сети является достаточно сложной, поскольку большинство процессов взаимодействует между собой.

Любая организация - многофункциональна. К основным функциям организации относятся:

производство продукции;

проектирование продукции;

управление технологией осуществления процессов;

маркетинг;

подготовка кадров;

руководство трудовыми ресурсами;

стратегическое планирование;

стратегическое и оперативное управление;

поставка продукции;

оформление счетов и других финансовых документов;

техническое обслуживание и ремонт;

прочие функции.

Концептуальной основой ИСО 9000 является то, что организация создает, обеспечивает и улучшает качество продукции при помощи сети процессов, которые должны подвергаться анализу и постоянному улучшению. Для обеспечения правильного управления процессами, организации взаимодействия между процессами в сети, ИСО 9000 предполагает, что у каждого процесса должен быть "владелец" - лицо, несущее ответственность за данный процесс. Этот "владелец" должен обеспечивать однозначное понимание всеми участниками процесса их ответственности и полномочий, должен организовывать взаимодействие при решении проблем, охватывающих несколько функциональных подразделений предприятия.

Ситуации, в которых применяются нормы ИСО 9000. В основном, нормы ИСО 9000 применяются в следующих четырех ситуациях:

как методический материал при построении системы качества на предприятии; при этом использование стандартов ИСО 9000 позволит повысить конкурентоспособность организации, экономическую эффективность ее деятельности;

как доказательство качества при заключении контракта между поставщиком и потребителем; в этом случае потребитель может оговорить в контракте, чтобы определенные процессы на предприятии - поставщике и определенные элементы системы качества, которые влияют на качество предлагаемой к поставке продукции, соответствовали нормам ИСО 9000;

при оценке потребителем системы качества предприятия - поставщика; в этом случае потребитель оценивает соответствие построенной поставщиком системы определенной норме из семейства ИСО 9000; при этом поставщик может получить официальное признание соответствия определенному стандарту;

при регистрации или сертификации системы качества зарегистрированным органом по сертификации; при этом поставщик обязуется поддерживать соответствие системы качества нормам ИСО 9000 для всех потребителей; эта ситуация соответствует модулю H глобальной концепции ЕС; как правило, для потребителя это является достаточным доказательством способности поставщика к качеству и оценка системы качества потребителем уже не проводится.

Отдельный поставщик часто будет вовлечен в ситуации всех четырех типов - и закупки, и продажи продукции могут осуществляться как в рамках контрактной ситуации, когда требования к обеспечению качества поставляемой продукции, и в том числе и к элементам или всей системе качества прямо оговорены в контракте и могут изменяться от контракта к контракту, так и вне контрактной ситуации, когда например способность поставщика к качеству удостоверена независимым органом по сертификации.

Важным моментом в доказательстве поставщиком способности к качеству является документация системы качества. Стандарты ИСО 9000 рассматривают ряд типов документов, которые должны быть разработаны предприятием поставщиком и использоваться в системе доказательства способности к качеству. Эти типы документов приведены в таблице 2.

Таблица 2: Документация системы качества

Охватывает

Распределение

Документы СОК

Описание

 

В открытой части – все работники предприятия и воз-можные клиенты.

В закрытой части – высшее руко-водство фирмы.

ПОЛИТИКА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ

Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы по выполнению политики качества. Содержит маркетинговое ноу-хау фирмы

Все

предприятие

ВНУТРЕННЕЕ:

Руководство пред-приятия, начальники подразделений;

ВНЕШНЕЕ:

При абсолютной необходимости

РУКОВОДСТВО (СПРАВОЧНИК) ПО КАЧЕСТВУ

Принципы обеспечения каче-ства, оргструктура и порядок работы, охватывающие пред-приятие взаимосвязи, обязан-ности, компетенции.

Содержит организационное ноу-хау предприятия, ука-зания на методологические и рабочие инструкции.

Подразделе-ния, отделы

Исключительно внутреннее по отделам

МЕТОДОЛО-ГИЧЕСКИЕ ИНСТРУКЦИИ СОК

Подробное описание частичных областей СОК. Содержит ор-ганизационное и техническое ноу-хау предприятия

Отдельные виды деятельности

Исключительно по рабочим местам

РАБОЧИЕ ИНСТРУКЦИИ СОК

Подробное описание технологии обеспечения качества на рабочих местах.

Содержит техническое ноу-хау предприятия

   

ТИПОВЫЕ СПЕЦИФИКАЦИИ

СПЕЦИФИКАЦИИ ПОСТАВЩИКОВ

Передается исполнителю заказа.

Содержит техническое ноу-хау предприятия

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту