рефераты по менеджменту

школа человеческих отношений

Страница
2

Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации

выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и

сообразуясь с планом.

Контроль – это процесс обеспечения того, что организация действительно

достигает своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля:

установление стандартов;

измерение того, что было в действительности достигнуто за

определенный период;

сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами.

Четыре функции управления – планирование, организация, мотивация и

контроль – имеют две общие характеристики: все они требуют принятие

решений, и для них необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы

получить информацию для принятия правильного решения и сделать это

решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а также

вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре

управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и

принятие решений часто называют связующими процессами.

3.2. Системный подход.

Теория систем впервые была применена в точных науках и технике.

Применение теории систем в управлении в конце 50-х гг. явилось важнейшим

вкладом школы науки управления. Системный подход – это не есть набор

каких-то руководств или принципов для управляющих, это способ мышления

по отношению к организации и управлению.

Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых

частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Все организации являются системами. Поскольку люди являются в общем

смысле компонентами организации (социальные компоненты) наряду с

техникой, которые вместе используются для выполнения работы, они

называются социотехническими системами. Точно также, как и в

биологическом организме, в организации части ее взаимозависимы.

Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая

система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно

независимы от среды, окружающей систему. Открытая система

характеризуется взаимодействием с внешней средой. Кроме того, открытая

система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней

среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое

функционирование. Руководители в основном занимаются системами

открытыми, потому что все организации являются открытыми системами.

Крупные составляющие сложных систем, таких, как организация, человек или

машина, зачастую сами являются системами, эти части называются

подсистемами. Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких

подсистем. Поскольку все они взаимозависимы, неправильное

функционирование даже самой маленькой подсистемой может повлиять на

систему в целом.

Существует модель организации как открытой системы. Сначала организация

получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и

материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования

организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или

услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые

она выносит в окружающую среду. Если организация управления эффективна,

то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость

входов. В результате появляются многие возможные дополнительные выходы,

такие, как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж (в

бизнесе), реализация социальной ответственности, удовлетворение

работников, рост организации и т.п.

Однако теория систем само по себе еще не говорит руководителям, какие же

именно элементы организации как системы особенно важны. Она только

говорит, что организация состоит из многочисленных взаимозависимых

подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует с

внешней средой.

3.3. Ситуационный подход.

Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е.

конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в

данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается

ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость “ситуационного

мышления”. Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие

приемы будут в большей степени способствовать достижению целей

организации в конкретной ситуации. Другими словами, ситуационный подход

пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными

конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации

наиболее эффективно.

Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между

организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы

значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность

организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как

четырехшаговый процесс.

Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального

управления, которые доказали свою эффективность.

Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия – как

положительные, так и отрицательные – от применения данной методики

или концепции.

Руководитель должен уметь интерпретировать ситуацию. Необходимо

правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в

данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой

изменение одной или нескольких переменных.

Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые

вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего

недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая

достижение целей организации самым эффективным путем в условиях

существующих обстоятельств.

Недавние результаты указывают на то, что некоторые ситуационные

переменные могут быть вычислены. Установление этих основных переменных,

в особенности в области лидерства и поведения организационных структур и

количественных оценок, явилось наиболее важным вкладом ситуационного

подхода в управление. Невозможно, однако, определить все переменные,

влияющие на организацию.

Конкретный выбор переменных, точно также как и в случае с функциями

управления, находит разную интерпретацию у разных авторов, но

большинство из них сходятся во мнении, что существует не более десятка

факторов, которые можно сгруппировать по двум основным классам

внутренних и внешних переменных.

Перейти на страницу номер:
 1  2 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту