рефераты по менеджменту

Телекоммуникационный рынок Украины

Страница
5

«Укртелеком», который уходит по-тихому

Депутаты создали довольно простую схему получения контроля над «Укртелеком» без лишних денег.

06.12.2006г. парламент минимальным количеством голосов утвердил программу приватизации на 2007 год. Причем в самый последний момент в нее попали наиболее привлекательные лоты, о необходимости приватизации которых дискутируют уже несколько лет. Речь, конечно же, идет об «Укртелекоме» и Одесском припортовом заводе.

К различным предприятиям в документе различный подход. Так, для нескольких объектов не указан ни размер пакета, который будет выставляться на торги, ни стоимость. Это касается и «Укртелекома». Подобный избирательный подход дает все основания предположить, что с приватизацией «вечного лота» будет не все гладко.

В бюджете выписано 10,02 млрд. гривень, которые правительство планирует получить от приватизации. В то же время продажа только одного «Укртелекома» может с лихвой покрыть эту сумму. Так, по различным рыночным оценкам, за 43% акций данного государственного предприятия можно выручить от 2,5 до 6 млрд. долларов. То есть 11 до 30 млрд. гривень.

Конечно, можно предположить, что изначально приватизировать «Укртелеком» никто не собирался, поэтому в бюджете и прописана сумма без учета стоимости самого дорого приватизационного лота. Можно также подумать, что ФГИ сомневается в возможности продажи этого предприятия, хотя сомнительно, чтобы оно не заинтересовало инвесторов. Однако, украинские реалии таковы, что предполагать необходимо самое худшее, учитывая все полузаконные схемы, используемые отечественными ФПГ при приватизации.

Не секрет, что наиболее вероятных покупателей «Укртелекома» всего два. Это российская АФК «Система» и структуры, близкие к Ринату Ахметову. С учетом нынешних реалий и неопределенности с ценой и размером пакета, россиян вряд ли можно рассматривать как «первых среди равных» в грядущей приватизационной битве. У Рината Леонидовича есть все возможности чтобы доминировать в ней: наличие государственного менеджмента на должностях, курирующих компанию, политико-экономический вес, практически неограниченные возможности лоббирования.

Есть только одно но. Рыночная стоимость контрольного пакета акций (а это, по самым минимальным подсчетам, не менее 17 млрд. гривень), который будет интересовать любого иностранного инвестора, включая и россиян, вряд ли по карману Ринату Ахметову. Особенно с учетом того, что он и так при желании может контролировать финансовые потоки, проходящие через государственное предприятие. Как говорится в одной старой рекламе: «Зачем платить больше?»

В то же время существует довольно простая схема получения контроля над «Укртелеком», не прибегая к повышенным финансовым затратам. Напомним, сколько процентов акций будет продано - пока что не знает никто. А теперь на момент представим себе гипотетическую ситуацию. На торги выставляется пакет выше блокирующего, но меньше контрольного. Скажем, от 26 до 30% акций. Причем он может быть оценен по рыночным критериям, скажем, в 5-7 млрд. гривень. Конкурс выигрывает отечественная компания, близкая к уже упоминаемой нами ФПГ.

Затем управляющие органы компании и с государственной стороны, и со стороны нового частного инвестора формируются людьми одной ФПГ. То есть устанавливается полный контроль над решениями. Ну а потом идут в ход старые добрые, а главное проверенные, схемы размытия государственного пакета акций, который по необходимости и по прошествии некоторого времени, доводится до контрольного. То есть «Укртелеком» приватизируют по «серой» схеме, используя богатый опыт отечественных олигархов.

Ну а дальше все просто. ФПГ будет либо активно «поднимать» ставшую уже частной компанию, либо перепродаст за значительно большую сумму «Укртелеком» россиянам, наварив несколько миллиардов долларов.

Повторимся, вышеприведенная схема чисто гипотетична. Однако, депутаты, проголосовав за программу приватизации в нынешнем виде, создали все предпосылки к тому, чтобы она стала реальностью.

Следующим этапом кризиса может стать конфликт акционеров и пересмотр выбранного курса.

"Астелит": искусство жить по средствам

Масштабные проблемы ООО «Астелит» (ТМ life:) во взаимоотношениях со своими кредиторами свидетельствуют о провале рыночной стратегии компании.

8 ноября компания Turkcell , которая опосредованно владеет 54,8% украинского оператора мобильной связи ООО «Астелит» (ТМ life:), направила в Американскую комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC) письмо . В этом письме компания сообщает, что по итогам первого квартала 2006 года компания «Астелит» нарушила некие условия, являющиеся составной частью соглашений с участниками долгосрочной программы синдицированного кредитования. Начиная с ноября 2005 года «Астелит» привлекла в общей сложности свыше полумиллиарда долларов кредитных средств сроком на шесть лет Кредиторами также являются крупнейшие поставщики оборудования для сети компании - Nokia и Ericsson. Чтобы урегулировать возникшую проблему, акционеры «Астелита» – собственно Turkcell и принадлежащая Ринату Ахметову System Capital Management (45.2% уставного капитала компании) - взяли на себя обязательства предоставить наличные средства на общую сумму около 150 миллионов USD пропорционально своим долям. Первые два транша в размере 50 миллионов каждый уже были предоставлены в июле и октябре этого года. Третий должен быть получен на протяжении января 2007 года. Дополнительное финансирование оформлено как увеличение уставного капитала. Мало того, финансовая отчетность за истекшие 3 квартала 2006 года засвидетельствовала новые нарушения вышеупомянутых соглашений. Совокупный объем обязательств компании, в отношении которых у её кредиторов возникли серьезные вопросы, составил 457,8 миллионов USD. В результате переговоров эта вся сумма была переведена в категорию краткосрочных кредитов. Компания была вынуждена вновь просить кредиторов реструктуризировать свои обязательства и 31 октября получила согласие на переговоры. Крайним сроком достижения соглашений указано 30 ноября. Внимательное изучение текста письма оставляет сильное ощущение, что много интересного осталось за кадром. В частности оставляет простор для фантазии предпоследний абзац, который должен содержать в себе информацию о существе реструктуризации. Хочется ошибиться, однако «significant additional shareholder contribution» скорее всего означает необходимость для акционеров компании срочно изыскать еще четыреста с лишним миллионов до конца следующего года. SEC – это серьезно. Это так же серьезно, как Уголовный кодекс. Для Turkcell как публичной компании, чьи акции находятся в свободном обращении, это очень неприятная история. Тем более неприятная, что инициаторами фактического отзыва кредита, о котором с такой помпой было заявлено всего год назад, выступили именно банки – участники синдицированного (т.е. совместного, предоставляемого группой банков – Р.Х.) кредита. Полмиллиарда, которые нужно вынуть из кармана, – еще серьезнее. Что же могло стать причиной такой масштабной и, на первый взгляд, неожиданной проблемы? Судя по всему, ответ стоит искать в данных финансовой отчетности компании, приведенных в этом же письме. Чистые доходы ООО «Астелит» в 3-ем квартале 2006 года составили $20,7 млн. Для сравнения, во втором квартале этот показатель составил $19,7 млн. и $17,1 млн. – в первом. Это, скажем прямо, немного на фоне почти 400 миллионов долларов, которые уже вложены в компанию. Фактически доля компании на рынке мобильной связи не составляет и 3%. Гора родила мышь. Но еще быстрее растут убытки компании. В третьем квартале они увеличились на 12,8% – до $26,4 млн., тогда как во втором их прирост составил всего 5,9%. Можно только гадать, какой план поступления средств от продаж заявляла компания в ходе переговоров о получении кредита. Но то, что он не выполняется, можно утверждать практически наверняка. Расходы «Астелит» хронически превышают поступления от продаж. Стоит учесть, что сведения о доходах компании включают в себя и результаты ТМ DCC. В апреле 2006 компания ЗАО «Цифровая Сотовая Связь» была присоединена к ООО «Астелит» «в целях оптимизации». Еще тогда многие наблюдатели подозревали, что объединение было затеяно с целью «усовершенствовать» отчетность за счет поступлений от DCC, которые в 2005 году превысили 20 млн. USD. Если вычесть из совокупного дохода «Астелит» эти цифры, результаты собственно life:) будут еще скромнее. Огромный разрыв между заявленной долей на рынке по количеству подключений (свыше 16%) и долей в доходах (чуть больше 1%) надо чем-то заполнить. Непростая сама по себе, эта задача затрудняется неурегулированностью нескольких принципиальных вопросов. Во-первых, речь идет о национальном роуминге… Во-вторых, украинские пользователи мобильной связи не имеют возможности сохранять свой привычный номер при переходе к другому оператору…. Не способствуют экспериментам и завышенные тарифы на звонки между сетями разных операторов. На сегодняшний день разрешение этих и множества других вопросов де-факто находится во власти «сладкой парочки» доминирующих операторов. Которые не заинтересованы в реализации механизмов, способствующих усилению конкуренции на рынке. Только твердая позиция регуляторного органа в лице НКРС и, возможно, АМКУ может сдвинуть дело с мертвой точки. Случись это – и Life :) получит реальный шанс наверстать упущенное в 2005 году». Поправки к Закону о телекоммуникациях, легализующие национальный роуминг и MNP, приняты. «Астелит» получил на руки хорошую карту. Отступать некуда. Как компания сыграет решающую партию – мы узнаем в ближайшие месяцы.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту