Используя данные различия, получаем три основных слоя в пирамиде “Маслоу плюс” (рис. 5).
Рисунок 5. Укрупненная пирамида “Маслоу плюс”
Такое обобщение дает возможность выделять в планировании мотивационной стратегии и разработке системы стимулирования всего три основных типа поведения человека, существенных для организации. Только учет всех трех возможных “характеров” деятелей, типов поведений, установок и реагирования, позволяет реализовать системный подход в разработке оптимальной системы мотивации и стимулирования кадров. Игнорирование любого из трех акцентов неминуемо приведет к негативным последствиям сначала в мотивационном настрое на работу сотрудников упущенного акцента, а затем и в уровне их производительности.
В табл. 1 приводится список потребностей и мотивов, свойственных каждому из семи уровней пирамиды «Маслоу ПЛЮС». Разумеется, данный список нельзя считать завершенным. Разобравшись с содержанием и логикой каждого из слоев менеджер по персоналу может добавить и другие факторы. Здесь важна не столько их полнота, сколько критериальная структурированность, которая позволит менеджеру лучше ориентироваться в качественно отличных мотивационных полях своих сотрудников. Используя данную таблицу, можно легко перейти от общей мотивационной направленности к частным факторам мотивации и наоборот.
Таблица 1
Типология факторов мотивации(потребности, мотивы, системы ожидания, ценностные установки, внешние условия и стимулы и т.п.)
|
Индивидуальные | |
|
Физиологические |
Физиолого-психологические |
|
в экологически чистой пище |
безопасность |
|
в тепле |
защищенность |
|
в воде |
гигиеничность |
|
во сне |
зарплата, обеспечивающая удовлетворение первичных потребностей |
|
в сексе |
жилье |
|
в чистоте |
потребность в психологическом отдыхе |
|
в жилье |
чувство территории |
|
в физическом отдыхе |
неприкосновенность собственности |
|
в средствах удовлетворения первичных потребностей |
возможность держаться на “дистанции” |
|
собственное благополучие | |
|
Индивидуально-субъективные | |
|
Психолого-социальные потребности: | |
|
моральное подкрепление |
самоутверждение |
|
награждение (премии, акции, дивиденды от прибыли) |
карьерный рост |
|
оценка личного вклада |
уверенность в завтрашнем дне фирмы |
|
оценка достоинства работника |
интересная работа |
|
оказание внимания |
соревновательный эффект |
|
удобство рабочего места |
потребность в успехе |
|
зарплата |
стремление к власти |
|
потребность в социальных благах (мед. обслуживание и т.д.) |
статус, престиж |
|
чувство сопричастности к коллективу |
индивидуально значимое самовыражение |
|
потребность в уважении, признании, одобрении со стороны: коллег, руководства |
семейный комфорт |
|
Субъектные | |
|
Социальные |
Функционирования деятельности |
|
социальный отдых: спортивный, культурный |
удовольствие от работы |
|
потребность в общении |
гордость за свою работу |
|
клубные взаимодействия: совместное празднование |
чувство сопричастности к делу фирмы |
|
хорошие отношения в коллективе |
потребность в соответствии профессиональным нормам |
|
ощущение своей полезности в коллективе |
возможности к дообучению |
|
потребность в совместном принятии решения |
потребность в усложнении решаемых задач |
|
интересная работа |
рост ответственности |
|
соревновательный эффект |
развитие воли |
|
потребность в согласовании |
ощущение своей полезности в деле фирмы |
|
справедливость |
получение всей необходимой для эффективной работы информации |
|
правовая обеспеченность |
интересная работа |
|
социальное равноправие |
соревновательный эффект |
|
поддержание социальных устоев |
потребность получать ясные цели и задачи |
|
потребность жить по законам, нормам, правилам общества |
потребность в одобрении хорошо сделанной работы |
|
ценность самореализации; | |
|
Личностные | |
|
Развития деятельности |
Культурно-творческого самовыражения |
|
потребность в творчестве, значимом для деятельности |
потребность в творчестве, значимом для социокультурной сферы |
|
потребность в развитии профессиональных норм; |
ценность развития социокультурной сферы |
|
ценность развития деятельности; |
развитие своей духовной культуры |
|
ценность саморазвития; |
потребность в создании культурнозначимых эталонов |
|
стремление к новизне и экспериментированию |
ценность трансляции культуры |
|
возможность совершенствования деятельности фирмы |
активное участие в совершенствовании законов общества на основе универсумальных ценностей |
|
соревновательный эффект |
стремление к повышению уровня правосознания общества |
|
ожидание доверия к профессионализму |
культивирование принципов гуманности и демократичности |
|
стремление к совершенствованию корпоративной культуры | |
|
повышение престижа фирмы | |
|
повышение полезности фирмы для общества | |