рефераты по менеджменту

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров

Страница
16

В условиях рыночной экономики школа должна резко повысить роль педагогического коллектива в профориентации, преобразить её в неотъемлемый элемент учебно-воспитательного процесса, умело использовать методы психолого-педагогической диагностики. Можно выделить четыре основных этапа целенаправленной подготовки к выбору профессии:

· на первом этапе осуществляется оценка способностей ребёнка и делается предварительная ориентация на будущее;

· на втором – начинается постепенная профориентация, когда учащиеся выбирают факультативы, кружки в соответствии со своими наклонностями и развивают таким образом индивидуальные способности;

· на третьем – происходит собственно выбор профессии, когда учителя и консультанты кабинета профориентации совместно с родителями всесторонне оценивают информацию о наклонностях и способностях школьника, дают рекомендации по выбору определённой профессии;

· на четвёртом – осуществляется адаптационная подготовка к избранной профессии, консультативное воздействие.

В системе профессиональной ориентации в школе целесообразно использовать такие активные формы профориентации, как конкурсы «В мире профессий», «Кем быть и каким быть», «Кто больше и лучше знает о профессиях?», написание сочинений о будущей профессии, читательские конференции, встречи поколений «От трудовых традиций – к трудовым династиям»[14].

Имеется и другой способ познакомить учащихся с мастерством работников многих отраслей – это экскурсии на объекты народного хозяйства. Из экскурсий учащиеся узнают о характере и содержании труда работников местных предприятий и учреждений более 30 профессий и специальностей.

Расширение кругозора учащихся об отраслях и профессиях народного хозяйства – важнейшее условие свободного выбора профессии. Информация в виде бюллетеней или проспектов об учебных заведениях помогает выпускникам школы выбрать пути реализации своих профессиональных намерений.

В последнее время в школах Республики Беларусь учащихся вовлекают в разнообразные виды внеклассных занятий, общественно полезного и производительного труда. Важно на практике проверить способности учащихся, привить им умения и навыки труда работников избираемых профессий. Массовые и индивидуальные формы внеклассных занятий развивают у учащихся творческие способности, формируют профессиональные направленности и подводят к выбору профессии и профессиональному обучению. Нередко активные участники технического творчества и опытничества становятся квалифицированными рабочими, специалистами различных отраслей народного хозяйства.

Важным подразделением школы по профессиональной ориентации учащихся является учебно-методический кабинет. В современных условиях воспитания и подготовки учащихся к выбору профессии требуют совершенствования и улучшения работы кабинета.

В «Положении об учебно-методическом кабинете профессиональной ориентации в средней общеобразовательной школе» признано целесообразным создание учебно-методических кабинетов в межшкольных учебно-производственных комбинатах и в неполных средних школах.

Основные функции этих кабинетов следующие: иллюстративно-пропагандистская, справочно-информационная, консультационная, организаторская и методическая.

Учебно-методический кабинет как центр профориентационной работы должен помогать педагогическому коллективу школы создавать необходимые условия для профориентации учащихся, объединять деятельность всех подразделений школы, внешкольных учреждений и общественности в решении задач подготовки молодёжи к труду и сознательному выбору профессии.

Системный подход к профессиональной ориентации предполагает взаимодействие разнообразных средств влияния на самоопределение школьников. Поэтому профориентационная работа будет результативной при условии координации деятельности всех подразделений школы, внешкольных учреждений, производственных коллективов, родителей, общественности (Рис. 3.1.)[15].

Поскольку профессиональная структура народного хозяйства очень сложна, то одной школе трудно давать учащимся рекомендации по отдельным профессиям. В решении задачи по ориентации учащихся на рабочие профессии успех в большей степени зависит от участия профессионально-технических училищ и предприятия, от их тесного сотрудничества со школой. В сложившейся ситуации, когда лишь около 3 % учащихся 9 – 11 классов Гомельской области намерены на трудоустройство на рабочие профессии, только общими усилиями можно добиться целенаправленной ориентации молодого поколения на рабочие профессии, необходимые региону[16].

Совместная работа школ, ПТУ и предприятий по профессиональной ориентации учащихся должна носить планомерный, комплексный и целенаправленный характер, осуществляться дифференцированно по отношению к разным возрастным группам.

Целенаправленность профориентационной работы предусматривает потребности в кадрах и на ряду с общим ознакомлением молодёжи с профессиями народного хозяйства работу по воспитанию интереса к конкретным рабочим профессиям, в частности к тем, по которым ведётся подготовка в ПТУ. В школьных учебно-методических кабинетах по профессиональной ориентации может быть описана история училища и предприятия, созданы стенды с описанием профессий, нужных производству.

В совместной работе школ, ПТУ и предприятия нельзя ограничиваться разовыми мероприятиями: посещение училищ в день открытых дверей, отдельные встречи, беседы. Необходима многогранная систематическая работа по профориентации и молодёжи.

В сложившейся ситуации на Гомельском станкостроительном предприятии им. С. М. Кирова, где удельный вес рабочих от 16 до 24 лет к общей численности рабочих за последние три года в среднем составляет 7,3 % или 78 человек, руководство отдела кадров и бюро по подготовке кадров необходимо улучшать профориентационную работу в школах города. Начальнику бюро по подготовке кадров необходимо учитывать , что эффективность профориентации зависит от соблюдения таких условий, как непрерывность работы, максимальное использование традиций школы, предприятия, тесный контакт коллективов школы и предприятия.

Для обеспеченности производства более профессионально подготовленными юношами и девушками с точки зрения их подготовленности к труду, сотрудники по подготовке кадров завода им. Кирова должны заранее разрабатывать мероприятия по профориентации на рабочие профессии.

В целях координации профориентационной работы важно разрабатывать совместные планы работы предприятия со школой, предприятия с ПТУ, на базе которого готовят специалистов, в которых нуждается предприятие.

Целесообразно создать при заводе Совет по профориентации. Работа такого Совета может предусматривать совместную деятельность школ и предприятия, а именно:

Широкое и целенаправленное ознакомление учащихся с нужными для предприятия рабочими профессиями на уроках, экскурсиях, во время внеклассных и внешкольных занятий;

Систематическое педагогическое и психофизиологическое изучение учащихся, их интересов и склонностей;

Изучение процесса профессиональной адаптации молодых рабочих на предприятии и разработка мер, содействующих включению молодёжи в трудовой коллектив;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту