рефераты по менеджменту

Закон соответствия уровня потребления уровню выживания

Страница
2

Каждому тону общества (а также отдельного человека или человечества в целом) соответствует определенный уровень, или тон, потребления. Человек в состоянии апатии лишь физиологически поддерживает своё существование – и то не всегда, то есть он не стремится реализовать свои потенциальные возможности, заложенные природой, и, естественно, сам себе устанавливает предел потребления. Общества низких тонов очень мало потребляли, часто они еще не знали, что такое категория выбора, многовариантности. Они не нуждались в новизне, подчиняясь выработанному автоматизму, который предписывал использовать лишь один из всех возможных вариантов. Так, например, гостя можно встречать лишь определенным блюдом, и никаким другим. Да и общее меню, а также приемы обработки пищи, в данном случае будут всегда стандартными, без особого разнообразия.

Ранняя история человечества, средние века (кроме периодов античности и некоторых эпох в истории восточных государств) – это периоды низких, очень низких усредненных тонов, лишь периодически повышавшихся на время в силу волнообразности развития любого процесса.

Рассмотрим пример. Некий человек – наш современник, – пребывающий в усредненном тоне 1,0 (страха, нервозности, постоянной преобладающей тревоги), ведет определенную жизнь, обусловленную особенностями его тона. Скажем, он к большинству людей испытывает недоверие, неискренен и внутренне опасается всего: начальника на работе, сварливых родственников, ночного ограбления, «преследований КГБ за свои убеждения», межнациональных конфликтов, терроризма, козней иностранных предпринимателей и т.д. и т.п. Живет он, бедный, на мизерную зарплату (соответствующую степени его активности, риска, полёта фантазии) и постоянно переживает, что ему не хватит денег, чтобы дотянуть до следующей получки. И вот . из США приходит извещение: скончался его богатый дядюшка, завещавший миллион.

Как будет выглядеть график выживаемости (динамика изменения среднего тона) такого человека? С тона 1,0 кривая тут же подскочит до 3,5-4,0 и пребудет там какое-то время. А затем . Для новоявленного миллионера придут новые будни. Новые заботы. Новые страхи. Он начнет бояться потерять все свои чудом свалившиеся деньги. Бояться родных, просящих о фй на жизнь. Бояться остаться одному и быть непонятым в тех кругах, на которые он теперь претендует. То есть кривая вернется к тону 1,0…

В этом примере нужно делать поправки на ряд обстоятельств: особенности характера, род деятельности нашего героя, смену рестимулирующей (наполненной болевыми раздражителями, которые влияют на понижение тона) обстановки – это может благотворно сказываться некоторое время, и др. Но, повторимся, мы рассматриваем условный пример.

Итак, упомянутый выше персонаж фактически получил возможность резкого увеличения потребления. Доставшаяся ему сумма могла бы обеспечить надолго повышение его тона до 3,5-4,0 с соответствующим материальным подкреплением. Однако мы видим, что формальное увеличение потребления само по себе не послужило основанием для повышения тона. И если наш герой по-прежнему остается в тоне 1,0, то он не в состоянии рационально распорядиться собственными деньгами: страх повлияет на развитие скупости там, где не надо, а нереализованный аналитический потенциал (он полностью раскрывается в состоянии нормы, то есть в данном случае в тоне 4,0) не дает возможности умело вложить капитал. Следуют финансовые потери, которые еще больше усугубляют состояние страха.

Таким образом, наш миллионер-неудачник, не отдавая себе отчета, бессознательно сам ограничил уровень своего потребления тоном 1,0.

Здесь нужно уточнить: что именно включает в себя понятие «уровень потребления»? Черная икра по утрам и ужин в «Савойе» сами по себе еще не могут считаться потреблением. Они – только часть его, причем не самая показательная, ибо немало состоятельных людей не злоупотребляют икрой и дорогостоящими ресторанами, в то время как некоторые «баловни судьбы», живущие одним днем, предпочитают пускать пыль в глаза именно таким стилем жизни. Нет, уровень потребления есть совокупность всех материальных и духовных достижений общества, обеспечивающих постоянное поддержание того или иного тона, по крайней мере, тона этнического (социального) ядра, то есть группы людей социально-активного возраста, которые определяют лицо общества, формируют его вкусы, привычки, стереотипы, образ мышления и создают образец (шаблон) поведения, сознательно или бессознательно навязываемый остальным.

Ни материальные, ни духовные достижения не должны превалировать в таком симбиозе – они на равных правах входят в единое начало. Мы имеем дело с двуединством уровня потребления. Отсюда следует, что сами представления об уровне потребления могут меняться в зависимости от динамики внутреннего мира человека или общества.

Допустим, что люди копят материальные блага, зная, что в любой момент начнется война, и блага будут утеряны: в этом случае мы не можем говорить об общем высоком и стабильном уровне материального потребления, так как духовное потребление будет отставать из-за чувства безысходности, безнадежности, и в конечном итоге эмоциональная неустойчивость приведет к неумению и нежеланию адекватно использовать имеющиеся материальные блага на пользу себе. Люди будут одновременно и потреблять и не потреблять. Можно есть икру по утрам, в действительности ничего не потребляя, так как имеющийся тон даже не позволит толком почувствовать ее вкус.

Таким образом, важна не только количественная сторона потребления, но, главным образом, качественная.

Материальное и нематериальное (духовное) потребление всегда дополняют одно другое и никогда не отстают друг от друга. Сегодняшние развитые страны не просто пользуются материальными преимуществами – они потребляют огромное количество информации из СМИ, Интернета, данных, подготовленных различными организациями, аналитических материалов, текущих сплошным потоком со всех сторон, массовую культуру. А это и есть составные части духовного потребления (наряду с собственно духовным, в лучшем смысле этого слова). Даже регулярность авиарейсов, равно как и их доступность, даже сам факт наличия авиарасписаний, сама возможность беспрепятственно купить билет на самолет, тем более с помощью компьютерной связи, даже статистика благополучного завершения полетов – все это является неотъемлемой частью уровня потребления. Человек, зараженный потенциальным, маниакальным страхом, нередко даже на самолете не сможет спокойно пролететь из-за боязни аварии. Поэтому он не будет потреблять в достаточной мере авиауслуги, стремясь избежать их по случаю и без случая. Для его уровня выживания (общего, присущего ему тона) неприемлем уровень потребления авиауслуг, предлагаемый обществом. Каждому тону соответствует свой уровень потребления. И каждый тон получает то потребление, которое заслуживает.

Преобладание материального потребления над духовным ведет к вещизму, мещанству, нравственной деградации. Преобладание духовного потребления над материальным рождает нищих философов, оканчивающих свои дни интроверсией. Для нормального, полноценного человека уровень потребления двуедин. И он всегда будет соответствовать эмоционально-психическому состоянию человека; с другой стороны, сама психологическая подготовленность, эмоциональный настрой человека обеспечивают ему определенный уровень потребления. Нельзя, находясь в тоне 0,5, контролировать ситуацию вокруг себя, связанную с работой и созиданием, нельзя создать себе собственный круг потребления, приносящий радость и желание жить. И, будучи в тоне 1,5, глупо надеяться на сверхпотребление, ибо оно не нужно, – это состояние лишь разрушает и не приносит никакого удовлетворения, как материального, так и духовного. Скучающий же человек в тоне 2,5 тоже не станет всерьез добиваться значительных изменений в своей жизни в сторону улучшения, ибо ему «всё приелось».

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту